Lifestyle, новости культуры

Остап Бендер был чекистом?

22:44:05, 10 октября 2005
Остап Бендер был чекистом?

Анатолий Котов: - Это настоящий стул Гамбса, но сокровищ мы в нем не нашли.

В музее литературного героя рассказывают много нового о Великом комбинаторе

Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Великий комбинатор теперь не жалкая ничтожная личность без угла и выходного пособия, а вполне обеспеченный врач-общественник с легальной квартирой. Музей Остапа Бендера благополучно переселился из старого гаража на Большой Посадской в роскошную комнату в Центральной детской библиотеке Сестрорецка.

Чудак-человек

Анатолий Котов рос необычным ребенком. И дело даже не в том, что он был инвалидом с парализованной ногой. Просто паренек очень много читал. Запойно. После обязательных «Трех мушкетеров» и «Тома Сойера» в руки подрастающего гражданина попали «12 стульев» Ильфа и Петрова. Потом - «Золотой теленок». И мальчик пропал...

- Да, я фанат. Хотя не терплю этого слова, - признает сегодня Анатолий Васильевич. - Остап Бендер - философ, и его философия очень хорошо держала меня на плаву всю жизнь. Бендер был моим костылем.

В 25 лет Котов начал собирать вещи, упомянутые в знаменитых романах.

- Я прочел, как Бендер говорит Корейко: «Посещение музея входит в программу путешествующих врачей-общественников». Меня мысль поразила: вот бы сделать музей Остапа Бендера!

В июле 1995 года Котов открыл музей в своем гараже. Тогда, кстати, он ездил на инвалидной мотоколяске, воображая себя за рулем «Антилопы Гну».

Сокровища

Центральное место в музее занимает добротный канцелярский стол, над которым висят рога. А на них - знаменитая милицейская фуражка с гербом города Киева.

- Фуражку я не надену и не просите! - Анатолий Котов даже руками замахал. - Я же не Остап Бендер. Был бы я им - открыл бы музей не здесь, а в Рио-де-Жанейро...

И директор с тоской поглядел на белые брюки, висящие на вешалке рядом с рубахой Великого комбинатора.

- Если я предмету не верю, он здесь никогда не появится, - Котов решительно садится за стол командора. - Раз написано, что в конторе «Рога и копыта» пресс-папье было с серебряным медвежонком вместо ручки, я достану именно такое. И перчатки Зоси - обязательно чулочного цвета, как написано. А здесь у нас вещи Шуры Балаганова: подаренный ему Бендером кошелек, самая настоящая брошюра о лейтенанте Шмидте, которую он «довольно толково, хотя и монотонно» рассказывал председателю арбатовского исполкома. Синие очки «слепого» Паниковского и его костюм. Тут у нас уголок Козлевича - шлем, очки, фото его машины.

- Лорен-Дитрих? - блещем мы познаниями.

- Как бы не так! В начале «Золотого теленка» говорится: «Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это Лорен-Дитрих». Бендер говорит Козлевичу: «В Арбатове вам терять нечего, кроме запасных цепей». А когда машина развалилась, то «цепь сползала в колею, как гадюка». Но у Лорен-Дитрихов не было цепной передачи! Теперь - дверцы. Помните, Балаганов выпал из машины? Это потому, что двери сзади и открываются наружу. Шура не поставил их на стопор, потому и выпал. Так вот, такие двери и такая передача были у «Фиата» модели 1902 года. Их в России было всего две штуки.

Пройдя мимо афиши индийского жреца, сулившего материализацию духов и раздачу слонов, миновав «комнатку» Елены Боур с пианино и висящей над ним картиной «Остров мертвых», дошли до самого узнаваемого экспоната - стула, точь-в-точь как в кино. Из вспоротого сиденья торчала пружина.

- Это настоящий Гамбс? - спрашиваем мы.

- Разумеется. Кстати, Гамбс жил на Итальянской улице в доме 17. Там, у «Пассажа», был его магазин. А если на той же улице встать у памятника Остапу Бендеру и повернуться в сторону канала Грибоедова, мы увидим надпись на доме «Первое общество взаимного кредита». То, о котором спрашивал зицпредседатель Фунт: «Где частный капитал? Где первое общество взаимного кредита? Где, спрашиваю я вас, второе общество взаимного кредита?» А оно было на той же Итальянской в доме 6. Так что Итальянская улица на самом деле Бендерская.

Заметив на стене какую-то меховую шкурку, мы завопили:

- Это же мексиканский тушкан!

- Хо-хо! - откликнулся Котов.

Затем он подошел к стеллажу, висящему под трубами и валторнами духовой капеллы, распроданными «голубым воришкой» Альхеном:

- Здесь то, что Бендер взял у вдовы Грицацуевой: золотая брошь со стекляшками, дутый браслет, золоченые ложечки и ситечко.

Скелет Остапа

- Почему вы решили открыть музей Бендера в Петербурге, а не, скажем, в Одессе? - задали мы законный вопрос Котову.

- Потому что Бендер - петербуржец. Помните, Паниковский жалуется Балаганову: «И я бегал для него на пристань за билетом. Заметьте себе, за билетом первого класса. Этот невский франт не может ездить во втором!» Понимаете, франт-то невский! Я начал искать и нашел 22 места в Петербурге, связанных с Остапом.

- У Бендера, кстати, был прототип, и он тоже был связан с городом на Неве, - вдруг объявил Котов. - Звали его Иосиф Шор, а друзья величали Остапом. Ильф был с ним прекрасно знаком и списал с него образ Бендера. В 1917 году Шор приехал сюда поступать в Технологический институт - вот вам и невский франт. Но потом Остап тяжело заболел воспалением легких, и в 1918 году ему пришлось вернуться в Одессу. Город тогда был поделен между бандитами, а молодежь организовала отряды по борьбе с ними. В один из отрядов входил и Шор. Потом в Одессу ворвались красные, и членам отрядов предложили работу в ЧК. Все отказались. Согласился лишь Остап Шор. Вот почему Бендер чтит Уголовный кодекс.

А в 1935 году в Москве Шор увидел в ресторане знаменитых писателей Ильфа и Петрова. Ильфа он знал, поэтому, хорошенько приняв на грудь, подошел к нему:

- Ну что, делиться будем? Вы ведь своего Остапа-то с меня списали!

- От тебя там один скелет, - довольно грубо ответил знакомцу Ильф. И даже рюмки ему не налил.

ЗВОНОК В БИБЛИОТЕКУ

Людмила МИНАЕВА, директор Центральной детской библиотеки Сестрорецка:

- Мы знали, что у Котова есть музей Бендера. Но в городе места для него, кроме как в гараже, не нашлось. Мы его пригласили к нам - комнатка, конечно, небольшая, не такая, какой должна бы быть для такого интересного музея. Но это все же больше, чем гараж.

Александр ГОРЕЛИК.
gorelik@kppublish.ru
Фото Насти Мальцевой.

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100