Lifestyle, новости культуры

Юозас Будрайтис: Литовцы любят рисковать, но с гарантией!

05:10:29, 18 октября 2005

Знаменитый актер приехал в Петербург на фестиваль «Балтийский дом» и побывал в редакции «Комсомолки»

Едва он вошел в редакцию, как стало понятно: не перевелись еще настоящие мужчины! Красивый - раз, умный - два, талантливый - три. А сейчас еще и атташе по культуре посольства Литвы в Москве. Будрайтис - кумир целого поколения женщин Советского Союза, и это серьезно. Ко всем прочим достоинствам у Юозаса оказалось потрясающее чувство юмора. Мы подарили ему водку «Комсомольская правда» (в магазине такую не найдешь!) и фирменную кружку с логотипом газеты, и он спросил: «Это взятка? И что, вы теперь водку из таких кружек хлебаете?» С пониманием отнесся человек!

Почему Будрайтис не снялся у Антониони

- У вас образ западного мужчины. А не предлагали за границу уехать?

- Швейцарцы мне предлагали контракт, но надо было остаться навсегда, бросить все... А дети? Думал, не увидишь их никогда! Молодое поколение этого не знает. А в то время, если ты где-то «зажал» 20 долларов при выезде за границу - весь трясся...

- А вам приходилось «зажимать»?

- Один раз вывез как раз 20 долларов. В тюбике зубной пасты. Очень хотел подарок купить, поэтому рискнул. Эту церемонию - открыть тюбик, завернуть, засунуть - я вспомнил, когда играл у Хотиненко в «Гибели империи» немецкого шпиона.

- Говорят, вас приглашал сниматься великий итальянский режиссер Антониони...

- Я об этой истории помалкивал, потому что кто поверит? Антониони звонит и спрашивает: «Когда можете прилететь в Рим?» - «А когда надо?» - «Послезавтра». Он увидел мою фотографию из фильма чешского режиссера Яна Шмидта, посмотрел эту картину, убедился, что я - тот актерский тип, который ему нужен. Но русские чиновники потребовали у него сценарий, а Антониони ответил: «Я сценарий вообще никому не даю читать, он у меня в голове...» И ему было отказано в том, чтобы пригласить меня.

Юозас предпочитает минимализм...

- Вы не производите впечатление человека, который любит вечеринки...

- Вы угадали. Да, я пытаюсь немножко посачковать, когда можно. Я больше домосед...

- А любите ли вы комфорт?

- Мне главное, чтобы было тепло. Холодных мест не предлагать! Я трясусь от холода. Бывало, снимали во льдах, в воде при морозе 30 градусов... И еще у меня обязательно должна быть книжка под боком. Еще карандаш, кусок бумаги... Какие-то наблюдения записываю... (Машинально достает из кармана блокнотик). Это я по поводу европейского союза заметочки делал... Книгу? Может, по ошибке напишу, но вообще не собираюсь... Вот долго решал, что мне взять в дорогу. Это целая церемония, ужас какой-то. Для меня комфорт - минимализм. Нужно себя держать немножко впроголодь, я имею в виду не только саму еду, а все вообще. Смотрите, в китайской сексуальной жизни не доходят до завершения, смакуют. И вот этот, как они называют, дао, оно не для бездельников, а вообще-то очень продуманная вещь. Человек должен быть немного к этому склонен, иначе получится искусственность.

Думаю, что середина дороги - это самое лучшее. Допустим, приезжаешь куда-нибудь сниматься. Все идут в ресторан. Ну не люблю я туда идти! Мне бы кипятильник, железную эмалированную кружку - водичка закипела, сделал себе зелененький чай, кусок сыра, кусок хлеба... Садился перед окном с этой чашкой, глядел куда-то вдаль, ощущая всю прелесть вот этого хлеба и сыра... Удовольствие огромное! После этого сразу хватаешь или Рильке, или Гессе, или Томаса Манна. То есть литературу, которая тоже минималистическая, располагает к медитативному чтению. И создается аура - не вокруг меня, а вокруг всего. Ну и потом, конечно, это передается уже и на съемки. Почему мне предлагали всегда роли бездейственные и почти бессловесные. Как Нахапетов сказал: «Мастер крупного немого плана».

...а женщины хотели максимализма

- Как вы с такой философией минимализма справлялись с потоком всенародной женской любви? Были проблемы?

- Наверное, были, но я проблем не ощущал. За исключением одного раза, когда это уже перешло все границы. Женщина из Фрунзе приехала с чемоданами ко мне домой. К счастью, меня не было, и женщина, которая нам по дому помогала, сказала, что у меня жена уже растит сына. Она оставила чемоданы и уехала. Мы с сыном их потом разобрали - одни вырезки из газет, журналов, афиш!

Бывает, идешь по улице и чувствуешь, как стреляют глазами. Раскрепощаешься, плечи расправишь... Но у меня моральные убеждения крепкие, у меня семья, дети...

- Говорят, литовцы не любят риск?

- Я бы не сказал... Они любят риск, но такой - с гарантией. Вот если уже гарантия есть, то они рискуют. Если взять, например, то, что я бросил юридическую карьеру и переключился на кино... Но я же не так легкомысленно, я с фундаментом. Снялся в одном фильме, «Никто не хотел умирать», потом в другом... А когда меня стали снимать очень много, естественно, я ушел из юриспруденции.

Люди, радуйтесь жизни!

- Какой вид спорта вы любите?

- Поспать!

- Говорят, вы в 5 утра встаете?

- Даже бывало, что в 5 мне слишком поздно! Я не скажу, что у меня такое же прекрасное состояние, какое было в молодости, но радоваться бытию... Вернее тому, чтобы быть... Это самое прекрасное дело.

- Бывает, что вы ругаетесь, кричите?

- Бывает, но на себя. Много есть вещей, которые раздражают... Например, я не могу перенести определенных запахов... Не могу перенести, когда шлепают при приветствии мокрой ладонью. А чаще всего сам себя раздражаю. Ругаюсь очень крепко на себя. На русском. На литовском нет таких ругательств.

- Чего вам недостает в московской жизни?

- В первую очередь, хлеба литовского. Он ржаной и черный, со сладко-кислой остротой. И сыр, творожный. В России такого вообще нет. Иногда отрежешь ломтик хлеба - и на сковородку, и вот с этим черным хлебом сыр... Заплакать можно от удовольствия.

СПРАВКА «КП»

Юозас Будрайтис родился 6 октября 1940 года в деревне Липинай в Литве. В 1958-1960 годах был рабочим учебно-производственного комбината в Клайпеде. В 1968 году окончил юридический факультет Вильнюсского университета. С 1968 года начал сниматься на Литовской киностудии. В 1976-1978 годах учился на Высших двухгодичных курсах сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. В 1981-1988 годах работал в Каунасском драматическом театре (играл Ленина, Калигулу, Ричарда II). Сейчас - атташе по культуре Посольства Литвы в Москве. Женат. Есть сын Мартин, 36 лет, продюсер театра Оскараса Коршуноваса, и дочь Юстина, 25 лет, филолог.

5 самых известных фильмов Будрайтиса

«Никто не хотел умирать» - 1966.

«Это сладкое слово свобода» - 1973.

«Миллионы Ферфакса» - 1980.

«Опасный возраст» - 1981.

«Классик» - 1998.

Елена ЛИВСИ. livsi@kppublish.ru

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100