Lifestyle, новости культуры

На фоне девушек в цвету

18:49:06, 21 октября 2005
Персональная ретроспективная выставка Гюнтера Закса, открывшаяся в Мраморном дворце (ГРМ), впервые знакомит публику с творчеством этого мастера.

Получивший блестящее образование в Швейцарии и унаследовавший империю «Опель», Гюнтер Закс сумел успешно проявить себя в бизнесе и искусстве, сочетать светскую жизнь международной богемы и серьезную работу. До сих пор редкая статья о нем обходится без упоминаний о его головокружительном романе и браке с Брижит Бардо (хотя обо всем этом кинозвезда рассказала сама в изданных на всех языках мемуарах «Инициалы Б. Б.»).

И все же сейчас можно наблюдать, как из «скандально известного» плейбоя он становится известным художником. Теперь чаще пишут не о его светской жизни, а о его творчестве, его новых выставках и фотоальбомах. И не в бульварной прессе, а в серьезных журналах, посвященных искусству.

С 1975 года Гюнтер Закс работает для модных журналов, в частности для французского и немецкого Vogue, снимает для календарей и рекламы. Параллельно делает фотографии для изысканных эстетских журналов об искусстве и книг.

Наибольший успех получила художественная серия «Героини» (1991 год), над которой мастер в течение шести недель работал с топ-моделью Клаудией Шиффер. Он выбрал Клаудию не только потому, что тогда она, причисленная к рангу супермоделей, была на пике популярности. Но и по личным причинам. Клаудию Шиффер, когда она начинала свою карьеру, журналисты хором называли «новой Бардо». Гюнтер Закс признавал это сходство: «Она так похожа на Брижит, что порой мне кажется, это она и есть». Клаудия предстала на его снимках в образах роковых женщин разных эпох — Клеопатры, Лары (героини «Доктора Живаго»), Маты Хари, Айседоры Дункан.

Не все образы знаменитых femme fatale удались творческому тандему в равной степени. Образ Лары, возлюбленной Юрия Живаго, создается сочетанием двух фотографий: абстракции, запечатлевшей голубые сияющие узоры, похожие на те, что рисует мороз на стеклах, и портрета румяной Клаудии Шиффер в лисьей шапке. Драматизм ее свеженькому наивному лицу, вероятно, должна придать глицериновая слеза, переливающаяся, как льдинка или бриллиант. Мороз и солнце, лед, мех, бриллианты и слезы — расхожий набор штампов, символизирующих в глазах европейцев «русский стиль», а заодно и «загадочную славянскую душу».

Изображающая Айседору Дункан Шиффер снята в движении, в сложном ракурсе. Черное платье сливается с черным фоном, на котором выделяется бледное лицо, тонкие руки в изломанном, каком-то обреченном, жесте и длинный алый шарф, который летит, тянется через всю фотографию — к автомобильному колесу. Хотя и это решение не назовешь оригинальным, фотография не лишена не только внешней эффектности, но и эмоциональной выразительности.

Еще в пятидесятые годы Гюнтер Закс начал собирать коллекцию современного искусства (поп-арт, информель), руководствуясь только собственным вкусом. В течение нескольких лет он возглавлял в Мюнхене Музей современного искусства. В 1972 году он открыл в Гамбурге художественную галерею, где показал первую на европейском континенте выставку Энди Уорхола. Закс хорошо разбирается в современном искусстве, и это заметно: многие его фотографии, в особенности дигитальные (цифровые), полны отсылок к творчеству знаменитых художников.

Порой это скрытые цитаты, получившие удачное развитие, как в случае с триптихом «Посвящение Рене Груо». Гюнтер Закс создал элегантные стилизации на тему модных эскизов знаменитого французского иллюстратора моды. Огромные портреты Шиффер выполнены в смешанной технике: фотографии ее хорошенького личика сочетаются с изящными удлиненными силуэтами, нарисованными одной-двумя выразительными линиями, и эффектными деталями — роскошные шляпы в духе 1930-х и 1950-х годов, черные перчатки, белый жемчуг.

Зато в «Посвящении Уорхолу» г-н Закс почти буквально повторил знаменитую серию короля поп-арта, растиражировавшего по-разному раскрашенный портрет Мэрилин Монро. Только вместо Монро — Клаудия Шиффер.

Почти десять лет Гюнтер Закс работает над дигитальными фотографиями и компьютерными композициями. С помощью компьютера он создает сюрреалистические композиции, сочетая реальные и виртуальные объекты. Пейзажи, освещенные грозовыми молниями, бледной луной и алыми закатами, водопады, горы, пески пустыни, архитектурные фантазии в духе Людвига II Баварского — часто лишь фон для обнаженных моделей.

Гюнтер Закс признает, что нельзя требовать от фотографии только художественных достоинств, что документальные снимки не должны оставлять за кадром безобразное или обыденное. Но его всегда интересовали постановочные фотографии, в которых он моделировал новую реальность, представляющую смесь из гламура, мистики, эротики. Порой его упрекают в подмене красоты красивостью, а гламура — кичем. Сам маэстро говорит, что он «всегда оставался тем, кто ищет в этом мире красоту, служит красоте, хочет показать ее другим людям. И если меня, не без иронии, назовут эстетом, я не буду с этим спорить».

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100