Lifestyle, новости культуры

«Кто вам целует пальцы?»О лауреатах премии «Золотой софит»

23:38:31, 25 октября 2005
О лауреатах премии «Золотой софит»
Евгений СОКОЛИНСКИЙ

24 октября в БДТ наконец случилось: высшие театральные премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» вручили... кому смогли. Как всегда, театралы и люди театра скажут: эксперты отобрали не тех номинантов, а эксперты (каждый сам себе) — большое жюри выбрало не тех победителей. Но все же это праздник, и для кого-то весьма приятный.

Церемония проводилась вполне академично. Режиссер Александр Белинский в своей манере свирепо-добродушного дядюшки сообщил с дерзким упреком российскому правительству, что Шаляпин, Анна Павлова и Михаил Чехов никогда не номинировались на «Золотой софит». Когда после этого на сцену вывели В. И. Матвиенко, со всей неотвратимостью стало ясно: служи Шаляпин с Павловой театру в эпоху нынешнего губернатора, нам бы не пришлось сейчас изучать культуру русской эмиграции. Это ощущение неотвратимости мучило меня в течение всей первой половины награждения. Еще не были вспороты белоснежные конверты, а я уже предчувствовал: приз за лучший балетный спектакль захватит известный сборщик всех наград Борис Эйфман (и его танцовщик Альберт Галичанин за роль Каренина). Было у меня мистическое прозрение и с Анной Нетребко, которая каждый год привыкла номинироваться и чаще всего награждаться. Не делать же исключение в этом году! А где Нетребко, там и ее партнер по «Риголетто» Валерий Алексеев.

Всех лауреатов в области музыкального искусства (к названным нужно добавить балерину Оксану Кучерук из Театра им. М. Мусоргского и режиссера Алена Маратра, поставившего «Путешествие в Реймс» в Мариинке) объединяло одно: никого из них не было. Тщетно взывали к победителям Светлана Волкова и Павел Бубельников. Творцов не оказалось ни в городе, ни в стране, ни на околоземной орбите. «Где вы теперь? Кто вам целует пальцы?» — хотелось задать вопросы голосом картавого Пьеро. К счастью, чувство призрачности оперы и балета им. Кирова — Мусоргского было нарушено Василием Герелло — он случайно оказался в Петербурге и, хаотично передвигаясь по прославленным подмосткам, исполнил на чистом украинском языке «Очи дивочи».

Кукольники, напротив, присутствовали все. Тем более это был почти один Руслан Кудашов с коллегами (исполнительница роли Чумы Александра Ионова и художники Алевтина Торик, Андрей Запорожский из спектакля «Пир во время чумы»). Кудашов сгреб три «Софита» и вылетел на какой-то ведьмачихе готовить следующую золотософитную премьеру — «Вий» в Большом театре кукол.

Предсказуемым было и награждение ветерана петербургской сценографии Марины Азизян, которая ради «Норы» Ибсена отказалась от своего восточного многоцветья и превратилась в женщину в белом. Женщину было жалко. Спонсоры в дополнение к статуэтке подарили художнице полторы тысячи метров ткани. Если учесть, что она не успела раздать народу полторы тысячи метров с прошлого «Софита», Азизян очевидно придется выехать из родного дома и скитаться по улицам. Несмотря на это, Белинский с редким чувством прочел список спонсоров «Софита», упиваясь звуками (ОАО, ООО и другие).

Для награждения лауреатов Александр Аркадьевич вытаскивал из рукава то Кирилла Лаврова, то Льва Додина. Выше Додина — только Станиславский, но создателя великой системы рядом не оказалось, поэтому лауреатов в области драматического театра выкликал сам Михаил Швыдкой с супругой. Его, кстати, тоже поощрили за сочувствие Петербургу и Ленинградской области.

Необычность нынешнего состава номинантов: нет лучшего спектакля в драматическом театре. Такое случилось впервые. С одной стороны, это грустно, с другой — означает, что эксперты требовательны и не стали высасывать из пальца несуществующие достижения. Правда, люди придирчивые могут указать на сохраненную номинацию «Лучшая режиссерская работа». Чем же занимались режиссеры помимо спектаклей? Противоречие снимается, если приглядеться, кому и за что предлагали дать награды. Владиславу Пази и Вениамину Фильштинскому, хотя это так не сформулировано, за деликатную психологическую работу с Алисой Фрейндлих (Пази) и с дуэтом Елены Калининой и Дмитрия Воробьева (Фильштинский). Дуэт спектакля «Двое на качелях» и был награжден. То есть это режиссура, которая со вкусом умирает в актерах.

Выдвижение Геннадия Тростянецкого, а он, хоть ты тресни, умирать в актерах не умеет, связано с его дебютом в БДТ. Тростянецкий сделал больше, чем очередной спектакль. Он внес в жизнь театра присущую режиссеру энергию и оригинальную стилистику. В итоге победу присудили Пази как соавтору самого значительного события нынешнего сезона, и не только нынешнего.

Жюри элегантно вышло из ситуации с Алисой Бруновной Фрейндлих. Выставлять ее работу на конкурс было бы нелепо и негуманно по отношению к другим соискателям. Как выразился с грустью Лев Додин, награждавший любимицу публики: «Получается, мы все по одну сторону границы искусства — Алиса Бруновна по другую». Ее игра в спектакле «Оскар и Розовая Дама» действительно явление особое. Выдающаяся актриса закономерно получила приз «Актер года». Уравновешивая это достижение в области драматического искусства, номинационный совет решил дать награды за творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Петербурга легким и таким сложным жанрам — буфф и оперетты. Их получили основатель Театра-буфф (в связи с юбилеем коллектива) режиссер и педагог Исаак Штокбант и прекрасная пара актеров Театра музыкальной комедии — Зоя Виноградова и Виталий Копылов. Как бы не заметив, что оперетта и мюзикл существуют поныне (зачем говорить о неприятном?), жюри оценило действительные заслуги людей, много сделавших для истории жанра.

В области балета присужден специальный приз за популяризацию классики Никите Долгушину. Балетмейстер посетовал, что ему в Консерватории тесновато вместе с «Сатириконом» и другими москвичами, но «Софит» взял.

Уважая седины, жюри уважило и самых молодых. Без всякого спора экспертный совет дал призы за лучший дебют трем актерам — Олегу Абаляну («Вся жизнь впереди» в Театре на Литейном), Виталию Куликову («Проделки Скапена» в театре «Приют Комедианта») и Ольге Медынич («Пять вечеров» в Молодежном на Фонтанке).

Вообще прошлый сезон — сезон актерский. Даже в спектаклях далеко не выдающихся исполнители радовали своим почти самостоятельным творчеством. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». За одним исключением жюри оценило прежде всего ювелирность, подробность проработки роли (Вера Карпова в «Ретро» Театра Комедии и Сергей Русскин в «Господах Г...» Русской антрепризы им. А. Миронова). Персонажи лауреатов: медсестра из сумасшедшего дома, Иудушка — кровопивушка и предполагаемый убийца (аналог Клавдия из «Гамлета»). Вот они, герои нашего времени.

Заметим также, имена номинантов — драматических актеров принадлежат к разным весовым категориям. Скажем, рядом оказались популярный кино- и театральный актер, известный театральный деятель, народный артист России Роман Громадский («Изображая жертву») и почти дебютантка Маргарита Иванова («Фокусник из Люблина»). Она действительно талантливо, самоотверженно сыграла роль Магды, но ее имя еще не на слуху. Надо ли пояснять: приз получил исполнитель роли дядюшки-матерщинника в сатиновых трусах с мочаловским темпераментом. Правда, победитель не без обиды поблагодарил своих родителей за то, что наградили фактурой, которую и на втором плане заметишь. Святая правда, матерый человечище!

Надо признать, ни один театр Петербурга независимо от его статуса в номинациях не забыт, однако специальным распределением никто не занимался. Об остальном можно спорить.

Итак, праздник завершился, триумфаторам целовали не только пальцы, но и руки, щеки... А новый сезон «Золотого софита» начался с 1 июня. Будущие номинанты сезона 2005/2006 годов уже прорастают.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100