Lifestyle, новости культуры

Рисунок и акварель первой половины XIX века в Русском музее

14:31:10, 26 октября 2005
Рисунок и акварель первой половины XIX века в Русском музее
27 октября в Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка «Рисунок и акварель в русском искусстве. Первая половина XIX века». Это – вторая выставка проекта Государственного Русского музея «Три века русского рисунка». Она включает около 200 произведений из музейного собрания, ряд из которых экспонируется впервые. Полнота и значительность коллекции русского рисунка первой половины XIX века в собрании Русского музея позволяет представить экспозицию, отражающую все грани этого явления русского искусства.
В первой половине Х1Х века графика представляет собой особую систему культуры. В ней работают как профессионалы, так и представители разных слоев общества, любящие и умеющие рисовать. В это время, рисунок, как более доступный вид творчества, становится одним из социально значимых средств общения, язык его понятен практически каждому члену общества.
В сфере профессиональной мастерство рисунка русских художников достигает в первой половине Х1Х века уровня, порождающего легенды. О нем можно судить по историям, подобным той, которая повествует, как молодой пенсионер Академии художеств А.Егоров заслужил восторг европейцев, нарисовав на стене римского кафе фигуру человека целиком, не отрываясь, начав с пальца ноги.
Мастерство российских художников в области рисунка было не менее известным, чем в области станковой живописи и, в какой-то мере, даже более популярным. Вероятно, потому, что жанр рисунка и акварели больше соответствовал состоянию мыслей и чувств людей той эпохи, которую принято называть «пушкинской эпохой». Такие признанные мастера, как О.Кипренский, К.Брюллов много работают в технике рисунка и акварели, создавая замечательные портреты своих современников - от легкого изящного наброска до полностью проработанного и законченного произведения.
Акварельными и карандашными портретами, пейзажными видами, заказанными знаменитым живописцам, было принято в это время украшать гостиные. В моду вошли также альбомы, в которых не только писали стихи, но и рисовали, и рисовали художники знаменитые (Ф.Толстой). К концу ХУШ - началу Х1Х века рисование получает в России распространение и как общеобразовательный предмет, становится обязательной дисциплиной в учебных заведениях, причем преподаванием занимаются профессиональные художники.
Начинается поистине всеобщая тяга к рисованию, породившая широкий круг художников-любителей, некоторые из них с течением времени превратились в профессионалов (П.Федотов). Любительский рисунок прочно занимает место в быту, наравне с музицированием, чтением, балами.
Образованный человек первой половины Х1Х века не просто «мог держать карандаш в руках», он должен был уметь - и умел - рисовать. Потому появляется особый вид графики, получивший позже название: графическое наследие писателей. А.Пушкин, Н.Гоголь, В.Жуковский, М.Лермонтов, И.Крылов - для этих литераторов рисунок являлся как бы продолжением их литературного творчества, подчас повествуя о том, как рождались их литературные образы, либо свидетельствуя о процессе жизненных наблюдений писателя.
Рисунок первой половины Х1Х века являет собой соединение аристократизма и демократичности. Обладая высокой исполнительской культурой, изяществом, мастерством, рисунок при этом обращается (причем достаточно оперативно) к самым многочисленным темам и сюжетам, волновавшим российское общество. А благодаря иллюстрации, литографии, гравюре, он становится доступным для самых разных членов российского общества.
В начале Х1Х века, развивающиеся наука и промышленность требовали все большего количества людей, умеющих рисовать и чертить, а потому многие художники этого времени - служили. Например, знаменитый мастер акварельных портретов П. Соколов - в Кораблестроительном департаменте, а брат О. Кипренского А. Швальбе - в департаменте внутренних дел. Академия Художеств, пока не были созданы специальные учебные заведения, удовлетворяла потребности страны в подобных специалистах. Для самих же художников служба вне художнической среды являлась и возможностью соприкоснуться непосредственно с жизнью, подсказывая темы и образы для будущих произведений.
Первая половина XIX века - время строительства многочисленных дворцов и усадеб, в проектировании которых принимали участие как известные архитекторы (Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси), так и мастера, имена которых почти неизвестны в наше время. Но их эскизы свидетельствуют и о профессиональном мастерстве, и о виртуозности рисовальщиков, и об огромной культуре оформления жилых помещений.
Дворцовое и усадебное строительство породило и самостоятельный раздел в истории графического искусства: акварельные виды дворцов и усадеб, а затем акварельные интерьеры.
В Х1Х веке художники не разделялись на живописцев и прикладников: участие художника требовалось как при изготовлении карет, мебели, фарфора, так и бумаги с тисненым орнаментом. К сожалению, самих подобных эскизов почти не сохранило время, зато сохранились изделия, в проектировании которых принимали участие такие выдающиеся мастера, как А.Воронихин, К.Росси и др. Художники 18-19 вв. в большинстве своем были универсалами и могли, наравне с книжной графикой, рисовать, например, воинское снаряжение или эскизы для изготовления канделябров.
В особый вид графики можно выделить документальные рисунки и акварели, создававшиеся в экспедициях и путешествиях по Сибири и Алтаю, Крыму и Кавказу. Зарисовывались быт и костюмы народов, населявших эти места, архитектура, пейзажи - ведь рисунок в то время заменял фотографию. Своеобразный тип видового пейзажа создан был братьями Г.и Н.Чернецовыми Однако, тщательная документальность, являвшаяся по началу сопротивлением академизму, не могла долго устраивать художников. Соприкосновение с природой обогащало творчество путешествующих, влияло на выразительность их языка (М.Воробьев), в результате на свет появлялись замечательные пейзажи, пронизанные глубоко личностным восприятием природы (А.Мартынов, И.Иванов )
Были сделаны попытки высвободить и бытовую тему - в самостоятельную (А.Венецианов «Петербургская серия»). А.Иванов в своих римских акварелях создал не просто жанровые сценки, а произведения с развитым сюжетом. Своеобразную изобразительную «энциклопедию Петербурга» 1830-1850-х годов создал В.Садовников.
Раскрепощение личности, демократизм эпохи вызвали к жизни и многочисленные явления юмористической и сатирической графики, в которой работали И.Иванов, А.Венецианов, И.Теребенев, но подлинным королем шаржа в начале Х1Х века был А.Орловский ( Дж.Кваренги в виде амура, стреляющего из лука).

источник: Пресс-служба ГРМ

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100