Lifestyle, новости культуры

Юбилей как предчувствие

19:38:20, 31 октября 2005
30 октября в Москве, а немного раньше и в Петербурге завершился фестиваль музыки «Любовь и жизнь поэта», посвященный 50-летию Леонида Десятникова. Шестнадцать концертов на двенадцати площадках Петербурга и Москвы представили если и не полную ретроспективу, то, вероятно, все лучшее, что было написано композитором за более чем четверть века его профессиональной карьеры.

Немногочисленные, но избранные образцы симфонической, камерной музыки, две оперы, а также музыка для театра и кино всякий раз собирали полные залы. Художественный руководитель фестиваля, друг и соратник Леонида Десятникова Алексей Гориболь в очередной раз продемонстрировал вкус и сумел соблюсти тонкую грань между юбилейным пафосом и здравым, чуть отстраненным чувством меры.

Созданная Десятниковым музыка к фильмам — одна из самых исполняемых в радио- и телеэфире. Как говорится, она «в горячей ротации». Достаточно назвать такие фильмы, как «Дневник его жены» Алексея Учителя, «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, «Олигарх» Павла Лунгина и совсем недавний «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. Однако о том, что прекрасная в своей ностальгической красоте музыка, которая звучит в этих фильмах, принадлежит Десятникову, знает преимущественно лишь богемная тусовка и довольно узкий круг культурной элиты. Массовый слушатель в этом раскладе популярности занимает небольшой процент.

Вряд ли имеет смысл сравнивать популярность Десятникова с популярностью, к примеру, Бреговича (он тоже «продвинулся» отчасти благодаря работе в кино у Эмира Кустурицы) или Пьяццоллы: разные «весовые категории», да и устремления с амбициями тоже неодинаковые. И все же, если диски Астора Пьяццоллы стоят на полках у многих российских семей, то ситуация с дисками петербургского мастера пока не столь благополучна. Хочется думать, что только пока.

Не любить музыку Десятникова, кажется, невозможно: сначала она полностью обезо-руживает, а потом надолго, а то и навсегда в себя влюбляет. Слишком нежные и человечные у нее созвучия, задевающие струны самых-самых человеческих чувств.

В любом случае еще парочка работ в отечественном, а то и, чего доброго, европейском кино — и известность укрепится вместе с номинациями и наградами. К слову, фестиваль к пятидесятилетию тоже сыграл свою серьезную роль в популяризации фигуры композитора и его музыки. До фестиваля же роль промоакции сыграла премьера оперы «Дети Розенталя» в Большом театре. Поэтому к юбилею слава нанесла-таки свой сокрушительный удар по реноме скромника, которое до поры до времени имел композитор.

Наибольшей душевностью отличилось заключительное событие фестиваля в Петербурге, когда в малом зале кинотеатра «Аврора» сначала в почти интимной домашней обстановке посмотрели много фрагментов из фильмов, а под занавес еще и выпили-закусили все пришедшие без исключения. Были обещаны звезды российского кино Татьяна Друбич, Ингеборга Дапкунайте, Галина Тюнина, но в «Авроре» их не оказалось. Зато с разной степенью патетики своими воспоминаниями и размышлениями о фигуре юбиляра поделились режиссеры Александр Зельдович и Алексей Учитель.

Когда Алексей Гориболь объявил, что после фрагментов из «Подмосковных вечеров» «музыка выйдет в зал с экрана», некоторые решили, что это он так метафорично сказал о Дапкунайте. Однако за белым роялем оказалась верная сценическая подруга Гориболя — Полина Осетинская в костюме и с прической в духе 1950-х годов. Она подхватила музыку с экрана и «довела» кадры фильма до исчерпывающего финала.

Странно сознавать, что и Леониду Десятникову уже пятьдесят...

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100