Lifestyle, новости культуры

Джаз-модерн по-петербургски

20:36:05, 08 ноября 2005
Известная школа в поисках приюта
Алла ШАРАНДИНА

Недавно в центре города произошли серьезные изменения. Здание ДК Первой пятилетки было разобрано по кирпичику (если этот элегантный оборот уместен по отношению к дому, построенному из первого советского строительного железобетона) и полностью счищено с карты Петербурга ковшом экскаватора. Таким образом было освобождено место для второй сцены Мариинского театра.

Нельзя сказать, что после этого город лишился архитектурного шедевра. Но можно и нужно говорить о том, что многие обитатели ДК с тех пор потеряли приют — разнообразные театральные студии и танцевальные кружки, среди которых были такие известные, как, например, товарищество «Комик-Трест» и школа джаз-модерн танца «Каннон Данс». Куда все они делись?

Как выяснилось, недоумеваем не только мы, но и сами выселенцы. Вадим Каспаров, директор «Каннон Данс», говорит, что сейчас весь коллектив «завис в каком-то неопределенном состоянии, между небом и землей». Наверное, именно так чувствуют себя люди, вмиг лишившиеся дома.

...2 июля заканчивался международный фестиваль современного танца Open Look, проводимый «Каннон Данс» уже в седьмой раз. Вечером приглашенные ансамбли из Швеции и Америки отпраздновали вместе со школой завершение мероприятия, а утром 3 июля «Каннон Данс» в полном составе уже начал паковать вещи. Здание, обжитое за 8 лет, им было приказано освободить в течение двух суток. Не то чтобы это грянуло как гром среди ясного неба — о сносе ДК разговоры велись уже много лет. Но Каспаров до последнего надеялся, что школу если и выселят, то хотя бы не на улицу.

Однако в течение двух месяцев «Каннон Данс» находился именно в таком положении — мебель, станки, костюмы разбросаны по трем городским складам, труппа уехала на гастроли и мастер-классы в Лас-Вегас, а затем в составе официальной делегации на «Дни культуры Петербурга» в Турку. Занятия со студентами прекращены на неопределенный срок. Возвращаться было некуда. «Все это время я искал новое помещение для школы, — говорит Вадим Каспаров. — Но тут меня ждали пренеприятнейшие открытия: оказывается, никаких специальных расценок на аренду для образовательных учреждений нет. Что детская школа танцев, что филиал «ЛУКОЙЛа» — будьте добры выложить одну и ту же сумму, измеряемую в тысячах евро! Понятное дело, что у некоммерческих организаций вроде нас не было никаких шансов устроиться где-то в Петербурге на таких условиях. Конкурировать с бизнесменами мы не можем».

Директор «Каннон Данс» в те тяжелые дни, впрочем, не жаловался. Сознательно не поднимал шума — по его словам, просто хотел посмотреть, кого положение школы (а о нем знали в связи с громким проектом Мариинки, естественно, все) на самом деле волнует. И пришел к неутешительному выводу, что, в общем-то, никого, кроме него самого, членов труппы, учителей, учеников и немногочисленных коллег по цеху современного танца.

Обивать пороги чиновников у Каспарова не было сил — приоритет в городе, по его мнению, все равно отдается заведениям, пользующимся спросом у туристов. «Петербург просто зациклен на обслуживании их интересов: каждый день, особенно летом, на сценах города идет по сорок «Лебединых озер», куда туристов привозят автобусами... А мы работали для горожан. Все мероприятия — и Open Look, и «Кинотанец», и Открытый конкурс молодых хореографов, и Фестиваль джаз-танца и музыки — посещали в основном жители Петербурга, причем за очень умеренную плату. Следовательно, солидного дохода городу это не приносило».

Зато, насколько я помню, приносило кое-что другое — во-первых, радость пришедшим любителям танца и джаза (мест на фестивалях «Каннон Данса» никогда не хватало — зрители разве что на люстрах не висели), во-вторых, дополнительную галочку для репутации Петербурга как современного европейского города, в котором не только показывают гостям чудные старинные диковины, но и живут, развиваются, ставят творческие эксперименты.

Сейчас «Каннон Данс» экспериментов не ставит, вообще почти не репетирует — нет места. Хотя с конца сентября их приютила школа № 225. Один из ее небольших актовых залов сегодня и занимает «Каннон Данс». Пробраться туда, правда, нелегко — пешком на высоченный четвертый этаж, мимо носящихся туда-сюда школьников и сквозь горы строительного мусора. Зато из окон зала виден Дворцовый мост, Нева и реющий российский флаг. Красиво. Вот и все плюсы, пожалуй.

Джаз и модерн-танец снова преподают (забавно, что среди учащихся не только сотни детей и подростков, но даже вице-консул Швеции в Петербурге), но вот выступать труппе по-прежнему негде. Директор школы планировал даже отчаянный шаг — перевезти все фестивали в другой город, раз здесь их провести невозможно. Есть предложения от нескольких волжских и уральских городов, готовых принять Open Look с распростертыми объятиями...

Но, кажется, впереди замаячила надежда: фестивальный фонд комитета по культуре на днях включил Open Look в свою программу поддержки. Значит, какая-то сумма на проведение фестиваля в Петербурге все-таки будет выделена. Может быть, ее даже хватит на аренду зала и авиабилеты приглашенным труппам.

А еще недавно на культурном форуме в Вологде министру культуры Александру Соколову рассказали о проблемах школы. И о том, что представителям современного танца «культурной столицы», которых наберется не больше трех десятков человек (не считая учеников, разумеется), было бы достаточно одного общего зала в пределах города — хотя бы помещения заброшенного завода.

И министр сказал, что будет иметь в виду.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100