Lifestyle, новости культуры

Под эгидой, но без идеи

20:50:19, 09 ноября 2005
Завершился IV Санкт-Петербургский международный фортепианный фестиваль, который уже второй раз проходит под эгидой ЮНЕСКО.

К сожалению, четвертый фестиваль, как и три предыдущих, не дал ответа на вопрос: зачем, с какой целью он организован? Как справедливо заметил на пресс-конференции постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО В. Каламанов, у фестиваля нет сколько-нибудь внятной концепции, единой идеи. А без этого он не может правильно развиваться.

В то же время интерес к российскому фестивалю такого рода высок, так как, несмотря ни на что, в области музыкального исполнительства наша страна все еще лидирует. И к нам, в том числе и в прославленные петербургские залы, все еще стремятся — даже без гонорара! — музыканты со всего мира.

Но это не означает, что надо с распростертыми объятиями принимать всех желающих. К примеру, в данном фестивале впервые участвовал Башкентский академический оркестр из Турции. Зачем? Было бы понятно, если бы к нам приехали турецкие пианисты, но приглашение на фортепианный фестиваль оркестра выглядит неубедительно.

И вообще на петербургские международные фортепианные фестивали нередко приглашаются случайные артисты, присутствие которых вызывает недоумение у нашей искушенной публики. Так, на нынешнем фестивале мы услышали якобы «блестящее», но бессмысленное исполнение 3-го концерта Чайковского Александром Могилевским (при этом пианист, казалось, был в полном упоении от своей игры), на редкость художественно-неопрятное выступление Андрея Гаврилова с 3-м концертом Рахманинова. Неровной по качеству была и интерпретация сочинений Равеля французским пианистом Жан-Эфланом Бавузе, который сегодня считается признанным «специалистом по Равелю». Если сюита «Гробница Куперена» и «Ундина» прозвучали у него многокрасочно и тонко, то в неоправданно быстрых темпах «Альборады» и «Скарбо» для выразительности места не осталось.

Тем не менее на фестивале были и удачные моменты. Вновь порадовал «старейшина пианистов» американец Дэниэл Поллак, сохранивший и культуру звука, и искренность, и какое-то «шефское спокойствие», что в полной мере проявилось в его интерпретации концерта Грига. Открытием фестиваля стал корейский пианист Кун Ву Пак, великолепно сыгравший труднейший 2-й концерт Прокофьева (в чем ему по мере сил помогал Академический симфонический оркестр петербургской Филармонии под управлением французского дирижера Мартена Лебеля).

Характерно, что и Поллак, и Кун Ву Пак — ученики легендарной Розины Левиной, продолжавшей в США великие традиции русской исполнительской школы. И поскольку эта школа еще не утеряла своих высоких позиций, хотелось, чтобы организаторы следующего фестиваля более тщательно отнеслись к отбору участников (особенно с российской стороны). На фестивале, курируемом ЮНЕСКО, хотелось бы слушать все лучшее, чем располагает современное фортепианное искусство.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100