Lifestyle, новости культуры

В ТЕАТРЕ САТИРЫ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ – ОЧЕРЕДНАЯ ПРЕМЬЕРА

11:32:14, 18 ноября 2005
В ТЕАТРЕ САТИРЫ НА ВАСИЛЬЕВСКОМ – ОЧЕРЕДНАЯ ПРЕМЬЕРА

9, 10, 11, 24 декабря

Н.В.Гоголь

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
музыкальная комедия

Инсценировка, постановка, костюмы — Владимир Койфман
Художник-постановщик — Илья Кутянский
Композитор — Виталий Истомин
Вокал — Ольга Тихомирова
Хореограф — Ирина Ляховская
Художник по свету — Дмитрий Зименко

В спектакле заняты:
народный артист России Юрий Ицков, заслуженные артисты России
Надежда Живодерова, Сергей Лысов, Артем Цыпин, Виктор Шубин,
артисты Игорь Бессчастнов, Евгений Гусев, Ирина Зубкова, Татьяна Калашникова, Вячеслав Карпов, Юлия Солохина, Ульяна Чекменева

Как хочется праздника! Пожалуй, это неистребимая потребность, обусловленная каким-нибудь особым ферментом. В предверии новогодних и рождественских каникул Театр Сатиры на Васильевском выпускает чертовски увлекательное праздничное зрелище!

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя, к которым относится и "Ночь перед Рождеством", восходят не только к фольклору, но и к традициям малороссийского вертепа и литературной драмы. К фольклору относится обрядность рождественских праздников, или святок - от сочельника, кануна Рождества, до дня крещения Христа. Святки сопровождались пением, плясками, гаданьем, в общем - шумным весельем. Представление о характере такого праздника можно получить из "Ночи перед Рождеством".
Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки, хотя в них и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа, желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому. Поведение ряженых, которые обходят село, драматургично по своей структуре: одетые в какие-то смешные или страшные костюмы, они изображают определенных персонажей. Лица скрыты масками — деда, бабы, еврея, купца, иногда доктора, иногда смерти; каждый имел свой характер, выполнял свою роль, говорил свой текст, и в результате разыгрывались некие примитивные, иногда смешные, иногда непристойные сценки. Очень часто драматургический элемент заключался в обходах с медведем, козой или какими-то другими животными. Иногда они были настоящими, но чаще всего их изображали сами ряженые, которые надевали на себя, например, маску козы, вывороченный тулуп, какие-то яркие тряпки. И поводырь водил такую "козу" по дворам и распевал определенную песню про то, что вот коза, она пришла, ее стрельцы расстреляли, и коза падала, делала вид, что умирает, потом вскакивала и начинала плясать.
Славяне праздновали святки и до принятия христианства, отмечая поворот зимы на лето и возрождение сил природы. Все стороны жизни тогда были тем или иным образом ритуализованы и магически осмыслены: существовала сельскохозяйственная магия, охранительная магия, медицинская магия, скотоводческая магия. Многие обряды сохранились и до XIX века, а церковные и светские власти, «не замечая» ежедневного обращения простого народа к магическим силам, строго преследовали колдовство и наведение порчи на другого человека. Святочная традиция носить на лице личину, то есть уподобляться нечистому - это грех. И рядиться во всякие шутовские одежды в святочный период - это тоже грех, но те, кто участвует в святочных ряженьях, должны в последний день святок окунуться в прорубь с только что освященной водой — этим смываются все грехи!
В сказочной повести Гоголя есть и ряженые, и чертовщина – все это вплетается в историю любви кузнеца Вакулы к неприступной Оксане. Кто такие героини Гоголя? Совершено явно выделяются два типа. Первый — с явным бесовским началом. Как правило, эти женщины не молоды и часто ассоциируются с ведьмой или колдуньей. Второй — совсем юные героини, которые, казалось бы, само воплощение красоты, изящества, грации. Но с ними не все так просто: даже Оксана несет в себе некое бесовское начало. Кстати, неслучайно, например, Андрей Белый считал, что "Незнакомка" да и "прекрасная дама" Блока многое унаследовали именно от гоголевской Оксаны, в них тоже есть попирание заветных святынь.
Именно Оксана требует от Вакулы доказательство любви - черевички, которые носит сама царица. И кузнецу ничего не остается, как обманом оседлать черта и лететь на нем в Петербург. А на хуторе тем временем происходят забавные события — и все потому, что черт ворует с неба месяц, и в полной темноте люди совершают немало ошибок.
Хорошо известная всем повесть, переложенная на язык сцены, не теряет своей свежести. Наполненный иронией и волшебством, шумный, яркий и озорной спектакль завершается полным изгнанием зла — в полном соответствии со святочной традицией. Финал спектакля – еще один народный обряд: обряд свадьбы. И как в любой сказке добро и любовь оказываются самыми лучшими союзниками. А зрелищность спектаклю обеспечивают красочное оформление и насыщенность музыкой — песнями и танцами. Все это направлено на то, чтобы создать праздничное настроение как старшим, так и младшим поколениями зрителей — спектакль явно нацелен на семейное посещение.

Наталия Дмитриева

Театр Сатиры на Васильевском:  Средний пр.д.48 тел. 323-00-12

http://www.satira.spb.ru/

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100