Lifestyle, новости культуры

Любите ли вы театр

19:22:04, 30 ноября 2005
так, как любят его любители?
Мария КАМЕНЕЦКАЯ

В городе Волосове прошел седьмой фестиваль детских и юношеских любительских театральных коллективов и чтецов Ленинградской области «Играй, театр, играй!».

На афише, нарисованной от руки, — две театральные маски, веселая и грустная. В двухдневной программе — одиннадцать коллективов из Лодейного Поля, Гатчины, Сланцев, районных городков и поселков. По всему волосовскому ДК развешены плакаты «С праздником!». Праздник — это фестиваль. Таких праздников в ноябре в Волосове было три.

Местный ДК — средоточие культурной, спортивной и общественной жизни города. Здесь разнообразные кружки, детская библиотека, тренажерный зал и даже маленькая сауна. Внизу — кафе и бильярд. Публика в основном юная — школьного и послешкольного возраста. Некоторые ходят в ДК, как на работу: в будни в библиотеку, в выходные на спортивные соревнования и в бильярд поиграть.

Перед церемонией открытия фестиваля руководитель отдела культуры МО «Волосовский район» Людмила Пекун проводит для нас экскурсию по ДК. Мы идем по длинным коридорам со множеством дверей и заглядываем в каждую, где открыто. Людмила Ивановна с гордостью демонстрирует недавно сделанный ремонт и похлопывает по новым батареям («Раньше мерзли, теперь в тепле!»). Заглядывает в один из отделов библиотеки. «У нас очень много посетителей», — увидев нас, тут же сообщает библиотекарь.

В коридорах сидят родители, поджидающие детей после занятий. С нами все здороваются, как с важными гостями. Особенно много людей у танцевального кружка, куда съезжаются дети (больше сотни) со всего района. Мы, конечно, врываемся в танцкласс в разгар занятия. Специально для визитеров из Петербурга исполняется танцевальный номер. Я сижу на низкой скамеечке и прячу грязные от снега ботинки. Рядом сидит девочка-подросток, которая в этом номере не участвует, и угрюмо меня разглядывает. Очевидно, мой облик не соответствует статусу «петербургского визитера», неубедительно смотрится. Остальные ученики после задорной пляски обступают нас и заглядывают в глаза, ища одобрения. Ребята действительно хорошо танцуют. Их даже звали на гастроли в Париж, но из-за последних событий руководители кружка и родители побоялись ехать. Может, еще позовут.

У спортивной секции обивают пороги несколько парней.

— Здрасьте, — говорят они Людмиле Ивановне и нам заодно.

— Вы кого ждете, ребята? — интересуется Людмила Ивановна.

— Футбол.

— Пока не открыли, сходите к нам на фестиваль.

— У нас денег нет.

Людмила Ивановна обещает пустить ребят бесплатно. В этом году организаторы фестиваля пошли на рискованную меру, установив входную плату в тридцать рублей. Хоть сумма символическая, не каждый, наверное, рискнет обменять три шоколадки на любительское театральное искусство.

...Вместе с футболистами мы спустились в зал. Накануне открытия фестиваля снегом сильно замело дорогу, поэтому до пункта назначения добрались не все. Кто-то из артистов, не выдержав перемены погоды, заболел, кого-то не отпустили осторожные родители. Тем не менее программа была рассчитана на два полных дня — с утра до самого вечера.

На открытии в субботний полдень народу в зале было немного. Первые ряды заняли участники фестиваля, чтобы поддержать и оценить критическим взглядом коллег. На галерке сидели парочки, которые, вероятно, решили таким необычным образом провести субботние свидания. Как ни странно, в зале почти не оказалось родителей с детьми, хотя спектакли по своему содержанию были рассчитаны в первую очередь на детей и только во вторую — на взрослых любителей театра.

В первом отделении давали «Питера Пэна» (пос. Войсковицы), «Доктора Айболита»

(г. Шлиссельбург) и литературно-музыкальную композицию «Память» (пос. Курск). Пока артисты готовились к выходу, из-за кулис раздавались приглушенные возгласы: «Куда ставишь?», «Куда пошел?», «Где Катя?» и т. д. Вот он, тот самый непосредственный контакт публики и артистов, который все время ищут и так редко находят в профессиональном театре!

Во время «Питера Пэна» рядом со мной сел мальчик в костюме то ли зайчика, то ли мишки — из следующего спектакля «Доктор Айболит». Он внимательно смотрел представление и теребил в руках «реквизиторский» картонный лист, с которым должен был выбегать на сцену. После «Питера Пэна» какая-то компания решила попить чаю или просто поболтать и с топотом вышла из зала. Вот она непосредственная реакция публики: если хоть чуть-чуть нравится — шумно рукоплещут, если хоть чуть-чуть не нравится — резко прерывают просмотр и выходят из зала, пока одна мизансцена сменяется другой!

Мой сосед зайчик-мишка обиделся за товарищей и, когда на сцене появились артисты «Айболита», что есть силы зааплодировал и закричал: «Браво!», — хотя представление еще не началось. Вот, наконец, они — по-настоящему преданные театру артисты, которые вряд ли когда-нибудь выйдут на профессиональную сцену и будут зарабатывать своей игрой деньги! Им и так нравится — выходить к зрителям и произносить текст непоставленными голосами, волноваться и кланяться.

У нас в школе тоже был драмкружок. Поскольку школа с углубленным изучением английского языка, играли в основном Шекспира на родном языке автора. Нам, ученикам, не занятым в спектаклях, в обязательном порядке приходилось ходить на выступления. Я обычно фырчала, тянула нос, устраивала детальный разбор самодеятельных постановок и обязательно сравнивала их с теми, что видела в «настоящем», профессиональном, театре. Сейчас, спустя почти десять лет, в театр (хоть академический, хоть продвинуто-новаторский) меня можно заманить только очень большим калачом. А чтобы посмотреть самодеятельные спектакли, я добровольно встала рано утром (в субботу!) и поехала в Волосово, совершенно не представляя, что увижу на сцене. Не могу точно сказать, почему так. Может быть, это интерес к экзотике (простите, областные любительские театры), а может — интерес к людям, которые, как ни парадоксально, ценят и уважают сцену подчас больше, чем кое-какие модные ныне режиссеры и бойкие артисты.

В перерыве между дневным и вечерним показами участники фестиваля и жюри обсуждали спектакли, проводили мастер-классы. В кафе ДК пели караоке, по стенам скакали лучи светомузыки, официанты бегали туда-сюда, разнося комплексные обеды. Это кафе — популярное, по словам местных жителей, место. По вечерам там все собираются на дискотеку. В тот вечер на дискотеке был аншлаг.

Все одиннадцать коллективов-участников были отмечены премиями в разных номинациях. Так, лучшим спектаклем признана «Свадьба» (Лодейное Поле) в постановке Ольги Байдаковой («Лучший режиссер»). Приз за лучший музыкальный спектакль получил «Питер Пэн», лучшая литературно-музыкальная композиция — «Орешек» (Шлиссельбург), лучший дебют на фестивале — «Василий Теркин» (Приморск), лучший актерский ансамбль — «Доктор Айболит», лучшая режиссерско-педагогическая работа — «Школьные годы» (Сланцы). Специальный приз жюри был отдан чтецу из курского ДК Илье Федулову и коллективу чтецов Шлиссельбурга.

ФОТО Геннадия САфОНОВА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100