Lifestyle, новости культуры

Чудо второго рождения

23:02:12, 08 декабря 2005
В Театре Консерватории прошла еще одна премьера сезона — опера Сергея Баневича «История Кая и Герды».

Всего месяц назад в стенах театра звучали нежные далекие звуки на элегантной премьере полусценической версии «Дидоны и Энея», и вот уже на северном олене сюда ворвалась, хотя нет, экстравагантно въехала смелая девочка Герда и, как того и требовала сказка, благополучно отыскала и отогрела обледенелого брата Кая. Причем сделала она все это вдвое быстрее, чем было в традиционной версии спектакля, шедшего долгие годы на сцене Мариинского театра.

Желание сократить оперу было вызвано не только прагматическими соображениями. Как считает сам Сергей Баневич, «превосходные стихи Татьяны Калининой слишком глубоки и роскошны для оперного либретто. Философские лирические отступления Фонарщика были очень содержательными, но, если бы мне пришлось второй раз работать с этим автором, я попросил бы ее чуть упростить задачу. Мы потеряли эти стихи, но они могут жить отдельно, в конце концов, могут быть даже в основе рок-песен — сильных, выразительных песен-обобщений». В сокращенном виде опера не утратила обаяния и приобрела особый динамизм и напряженность.

Впрочем, опера Баневича современна лишь отчасти. Пронзительные мелодии и живые оркестровые тембры были созданы композитором в конце семидесятых. Как тогда, так и сегодня они воспринимаются настоящей романтической музыкой, заставляющей слушателя пережить сильные чувства. В новой версии пластические и этические идеи словно бы вынесены наружу благодаря графической анимации, а также параллельному действу, разыгранному маленькими артистами школы искусств «Кантилена».

Как пояснила в радиоэфире главный редактор театра Юлия Бройдо, в этой постановке есть несколько уровней действия — видео, симфонический оркестр под управлением Максима Алексеева на сцене, пение взрослых артистов и пантомима детей. Все, конечно, можно воспринимать по отдельности, но необходимый эффект эти составляющие дают лишь в целом. Главным образом это касается видеоряда. Выразительные, хотя и не бесспорные чувственные ассоциации, которые вызвала у художника Михаила Бархина музыка, явились прямым мостиком к подсознанию слушателя. Несмотря на «взрослость» некоторых видеопосланий, дети, которых было в зале едва ли не большинство, приняли новый взгляд на старую оперу с удовольствием. А пятилетняя дочка одной известной особы и вовсе выразила желание послушать музыкальную сказку еще раз.

Взрослым же, как думается, была адресована пантомима детей, выражающая идею о том, что все взрослые в душе — дети. И для всех с большим удовольствием пели главные герои оперы — Кай в прочувствованном исполнении лирического тенора Сергея Никульшина, который с неизменным успехом выступал в обоих премьерных спектаклях, и Герда Светланы Буровик и Екатерины Кудрявцевой. В интерпретации первой героиня Андерсена получила не только красивый, мягкий и чистый голос, но и хорошую родословную: когда-то, в первых спектаклях оперы, Герду пела нынешний педагог Светланы в Консерватории — знаменитая Татьяна Новикова.

Немного жаль, что недолго сверкала своей холодной красотой Снежная королева в интересном исполнении Зои Церериной. Ведь для самого композитора этот непростой образ представляет большую загадку и ни в коем случае не несет с собой зла и насилия.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100