Lifestyle, новости культуры

Наброски мелом

01:27:06, 10 января 2006
«Дневной дозор» — победитель в кассовом зачете
Алла ШАРАНДИНА

Новогодние торжества совпали с премьерным показом фильма Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор», который прошел на рекордном количестве киноэкранов страны. 525 копий картины начали повсеместно демонстрировать в ночь на 1 января.

Что и говорить, старт проката второй части «Ночного дозора» был обставлен с помпой. Но продолжению первого российского блокбастера, собственно, и положившего начало восторженным беседам на тему «возрождения отечественного кинематографа», такое позволительно («Ночной дозор» в июле 2004-го собрал небывалую кассу в 18 миллионов долларов). К тому же создатели «Дневного дозора» нуждались в самопоощрении после полутора лет нервотрепки.

Премьера фильма трижды откладывалась, давно отснятый материал претерпел в течение этого времени серьезные изменения и доработки, некоторые ключевые персонажи полностью исчезли при монтаже, черновое название ленты успело смениться два раза — с «Ночного дозора-2» на «Мел судьбы», и затем с «Мела судьбы» на «Дневной дозор». Чехарда событий и идей произошла и в самом сценарии. Теперь уже только наиболее дотошные поклонники прозы Сергея Лукьяненко смогут определить, на какой все-таки части фантастической трилогии основан новый фильм — на конце первой, середине второй или на салате из действия второй и третьей. Бекмамбетов доделывал «Дневной дозор», отвлекаясь на энергичный перемонтаж «Ночного дозора» для мирового проката, и, похоже, слегка запутался, связывая узелки сюжетных линий в обеих лентах.

Зато такая параллельная работа помогла полностью сохранить дух и стиль «Ночного дозора» в продолжении фильма. В «Дневном дозоре» есть все, что столь сильно выделяло его предшественника среди отечественной кинофантастики, — совершенно «негероический» главный герой (многократно битый и хронически сонный Антон Городецкий в исполнении Константина Хабенского), ёрнический юмор и несерьезное отношение к жанру мистического фэнтези в сочетании с очень и очень серьезными спецэффектами. Они, вопреки ироничности диалогов и мизансцен, придают происходящему внушительное правдоподобие (к слову, бюджет фильма лишь немногим превышает затраты на производство «Мастера и Маргариты», но по качеству прорисовки компьютерных сцен эти картины разнятся примерно как портрет работы Крамского и газетный шарж).

Кроме того, имеется здесь и фирменное бекмамбетовское отношение к продакт-плейсменту (рекламе тех или иных товаров в фильме) — если уж нельзя обойтись без появления в кадре логотипа компании-спонсора, так лучше обставить такое появление по-рус-ски, с размахом и прибаутками. А по возможности и вовсе намертво вписать название фирмы в самую глубь сюжета. В «Дневном дозоре» это сделано с особым смаком. Даже жаль, что иностранные зрители при просмотре будут лишены такого поворота. Впрочем, рекламное прошлое режиссера дает о себе знать и в других эпизодах — патетическую историю о кровожадном Тамерлане, рыскающем в поисках Мела Судьбы, Тимур Бекмамбетов снимает лихо, на одном дыхании. И кое-кто из зрителей понимающе улыбается: опыт у постановщика есть — ведь именно он создавал в начале 1990-х нашумевший цикл роликов для банка «Империал», в том числе и зарисовку о кровожадном Тамерлане...

Но кажется, что у настырного продакт-плейсмента помимо чисто коммерческих целей есть и другие — например, плотнее вписать фабулу и персонажей «Дневного дозора» в реалии сегодняшнего дня. Бал Темных и вампиров, больше похожий на московскую светскую тусовку, щекочет нервы намного больше, чем такой же бал в условном готическом замке. Антон Городецкий, который телепортируется сквозь Сумрак, пробив головой плакат «9 роты», вызывает куда больше доверия, нежели потусторонняя героиня Ренаты Литвиновой, проходящая в туманный лес через старое зеркало. «Дневной дозор» не сборник элегантных мифов, а просто интересная история.

Портят эту историю, как уже было сказано выше, многочисленные сценарные неряшливости, суета в кадре и, главное, жалкий финал. В том смысле, что зрителю, даже в течение всего фильма благосклонно настроенному к Иным, несмотря на некоторую алогичность их киноповедения, становится действительно жалко потраченного времени.

Тем не менее любопытство берет верх: «Дневной дозор» уже сейчас — абсолютный победитель в кассовом зачете. За 10 дней проката фильм собрал свыше 20 миллионов долларов, тем самым превзойдя даже российский успех «Матрицы». Такого еще не было. Разговоров о невероятном успехе «Дневного дозора» хватит еще очень надолго. Но все-таки ужасно не хочется, чтобы дискуссии о возрождении отечественного кино строились только на подсчетах продюсерских доходов.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100