Lifestyle, новости культуры

Белая мантия, белая розаДолгожданная премьера в Филармонии

21:57:03, 24 января 2006
Долгожданная премьера в Филармонии
Андрей ПЕТРОПАВЛОВ

В Большом зале петербургской Филармонии наконец-то, через 60 лет после создания, состоялась премьера знаменитого сочинения немецкого классика ХХ века Карла Орфа «Бернауэрин» — «баварской народной пьесы» для хора, чтеца, сопрано, тенора и оркестра (концертная редакция Леонида Любовского).

В основу произведения положена средневековая баварская легенда о браке простой банщицы Агнес Бернауэр с владетельным мюнхенским герцогом Альбрехтом. Его отец герцог Эрнст не смог принять выбор сына. Считая любовную связь Альбрехта и Агнес проявлением дьявольских сил, герцог Эрнст обвинил невестку в колдовстве и после отъезда Альбрехта на войну приказал утопить Агнес как ведьму в Дунае. Возвратившийся из похода Альбрехт, узнав о гибели возлюбленной, хотел отомстить жестокому отцу, но мстить оказалось некому — герцог Эрнст уже умер. Тогда Альбрехт вызвал образ возлюбленной, и она появилась пред ним как святая — на облаке, в короне и белой мантии...

Вскоре после мученической смерти Агнес Бернауэр была причислена к лику святых и до сих пор является одним из самых почитаемых персонажей христианского Пантеона в Баварии. Для Орфа ее история была связана с судьбой его друга, вдохновителя «Бернауэрин» профессора Мюнхенского университета Курта Хубера. Он был руководителем подпольной антифашистской организации «Белая роза» и погиб в 1943 году в гитлеровских застенках. Пьеса Орфа писалась в 1943 — 1945 годах и стала в какой-то степени символом Сопротивления.

Сейчас в Германии «Бернауэрин» — одно из самых репертуарных произведений. Это не случайно — в нем удивительно гармонично сочетаются современный язык и простота изложения. И для петербургских слушателей эти качества стали определяющими. Произведение было принято восторженно. Успех петербургской премь-еры «Бернауэрин» в равной степени определен блестящей игрой Академического симфонического оркестра петербургской Филармонии, выразительным и красочным пением Концертного хора Академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (художественный руководитель Владимир Столповских), солистами Еленой Цаллаговой, Николаем Емцовым, чтецом Александром Строевым и, конечно, вдохновителем всей постановки дирижером Владимиром Альтшулером. Он провел шедевр Орфа гибко, динамично, великолепно выявил его драматическую суть. Сложная и насыщенная партитура «Бернауэрин» прозвучала очень ясно и, пользуясь выражением Глинки, «отчетливо».

Так же «отчетливо», прозрачно и стильно в 1-м отделении концерта была исполнена 94-я симфония Гайдна, которая послужила «прелюдией» к «Бернауэрин», подготовив слушателей к восприятию музыкальной легенды Орфа. Хочется, чтобы это замечательное творение немецкого композитора не исчезло из филармонического репертуара, и те, кто в трескучий мороз не пришел в Филармонию, еще мог бы его услышать.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100