Lifestyle, новости культуры

Два билета на дневной сеанс

21:17:03, 25 января 2006
как приложение к попкорну и бильярду
Мария КАМЕНЕЦКАЯ

После премьеры «Турецкого гамбита» режиссер картины Джаник Файзиев в одном из телеинтервью рассказывал, как он, замирая от волнения, решил посмотреть фильм вместе с обычными зрителями. «В разгар фильма два парня встали и вышли из зала. Я понял — все, провал. Но через две минуты они вернулись — с новой порцией попкорна!» — радовался Файзиев. И это было начало успеха.

Вот он, наверное, кинематограф будущего. Мерило успеха/неуспеха картины — количество поп-корна, которое за время просмотра съедают зрители. Маршрут: от важнейшего из искусств — к важнейшему из развлечений. Поменьше мыслей, побольше расслабления. Из девяти залов мультиплекса примерно семь отданы под стремительные боевики, жуткие триллеры, уморительные комедии и душещипательные мелодрамы. Оставшиеся два — под фильмы российского производства и так называемое авторское кино. В январе все экраны заполонили «Дневной дозор», «Кинг-Конг», «Хроники Нарнии», «Затура: Космическое приключение», «Гарри Поттер и кубок огня».

Примерно то же, только в другом ракурсе, происходит на ТВ. Замечено, что фильм, транслируемый одним «залпом» и толкающий к обдумываниям и размышлениям, зрители воспринимают неохотно. Куда привычнее сериалы, которые не требуют особых умственных усилий, длятся несколько сезонов и прерываются рекламными блоками, чтобы можно было покурить и чаю попить.

Засилье сугубо развлекательных кино- и телепродуктов сформировало новый тип зрителя. Можно сказать, качественно новый тип. Все, кто регулярно ходит в кинотеатры, встречались с такими типами. Возможно, не раз. Также возможно, что они живут рядом с вами, сидят за соседним компьютером в офисе, назначают встречи. С виду — обычные люди, которые преображаются в темном зале кинотеатра.

Представьте ситуацию. Вы пришли в кино, заняли место, согласно купленному билету. Притихли, приготовились смотреть. По соседству — целый класс школьников, судя по их количеству и среднему возрасту собравшихся. Они чавкают попкорном, открывают бутылки и толкают коленями спинку вашего кресла. Предположим, что по левую руку от вас расположились две подружки, которые обсуждают хитросплетения личной жизни: «Он мне, такой, в глаза прям смотрит и молчит... а я ему, короче, еще че скажешь?». Обсуждают в полный голос, хотя вам эта история не кажется такой уж увлекательной, чтобы делиться ею с посторонними.

Конечно, через пару минут в полный голос разговаривает весь зал. На экране между тем напряженная сцена. Вы делаете замечание. Соседи отбрыкиваются и выходят покурить (лучше б не возвращались!). Потом возвращаются-таки и опять ржут, от восторга рассыпая попкорн по рядам. Вы ищете в сумке что-нибудь тяжелое, потом мастерите из шарфа кляп. Фильм забыт. Кляп не получается, поэтому соседи не умолкают вплоть до финальных титров.

Вот и познакомились. Это и есть те самые зрители — «оборотни». В кинотеатре они ведут себя ровно так же, как дома перед телевизором. Они уверены, что если заплатили деньги за билет да еще разорились на пиво или игровые автоматы, то могут вести себя, как заблагорассудится. Некоторые зрители кинотеатров любят в зале поесть, поспать, походить между рядами туда-сюда, поболтать — с соседом и по мобильному телефону. Некоторые зрители пьют водку и шампанское, а потом поют в полный голос. Отдельные москвичи, которые приезжают в Петербург на пару дней и не хотят тратиться на гостиницу, покупают билеты на два сеанса (то есть тратят 200 — 300 рублей) и мирно похрапывают в мягком кресле.

Неадекватные выходки зрителей — сознательно или нет — провоцируют сами кинотеатры, предлагая в фойе весь спектр развлечений в виде Интернет-кафе, бильярдных столов, игровых автоматов и барных стоек. Психологи считают, что именно в этом причина повышенной зрительской возбудимости. Плюс отсутствие воспитания и культуры поведения.

Недавно на проспекте Энгельса открывали новый мультиплекс. Руководство с гордостью рассказало о «ноу-хау» заведения — суперкреслах, которые откидываются подобно сиденьям в самолете и превращаются в удобную лежанку для усталого зрителя.

Нам в редакцию нередко звонят рассерженные кинолюбы, которые не хотят в кино отдыхать, а хотят внимать и думать. Причем жалобы распространяются и на коммерческие мультиплексы (вроде сети «Кронверк-синема»), и на торгово-развлекательные центры с приятным «приложением» в виде кинотеатра (например, «ПИК»), и на «неформатные», ориентированные на авторское и фестивальное кино («Аврора», Дом кино). «Что делать нормальным зрителям?» — спрашивают кинолюбы. Этот вопрос я переадресовала сотрудникам кинотеатров.

Любопытно, что они признают существование проблемы в целом и при этом уверяют, будто в их кинотеатре — самая избранная и воспитанная публика. «Наш зритель — это петербургская интеллигенция и студенты творческих вузов. Как правило, они умеют себя вести», — сказала зам. директора кинотеатра «Аврора» Арина Аракелова.

«Публика идет к нам в надежде увидеть что-то особенное. Несколько раз мы брали «на пробу» американские блокбастеры, и наши зрители были удивлены, спрашивали, зачем нам это надо. Поэтому мы решили отказаться от экспериментов», — считает администратор Дома кино Алена Волкова.

«Я бы разделил нашу публику на два потока: люди среднего возраста, которые помнят об истории «Художественного», и молодежь, которая ищет себе постоянное место обитания. Мы не предлагаем ничего, чтобы зрители перевозбудились перед началом сеанса, — ни игровых автоматов, ни бильярда, ни Интернет-кафе», — уверен зам. директора кинотеатра «Художественный» Алексей Дунаевский.

По мнению сотрудников кинотеатров, поведение зрителей зависит прежде всего от репертуара. Благотворно действуют истории из жизни обычных людей, драмы, красиво снятые и светлые по настроению фильмы. В «черном списке» — глупые молодежные комедии, ужастики, боевики уровня «пиф-паф — ой-ой-ой!».

В некоторых (впрочем, далеко не во всех) кинотеатрах нанимают консультантов по репертуару. Хорошие консультанты помогают отсеять пленочный мусор. Например, за репертуарную политику кинотеатра Biorek в Хельсинки отвечают студенты факультета изящных искусств тамошнего университета. Кинотеатр пользуется популярностью среди молодежи, служит площадкой для фестивалей, а в обычные дни показывает отборное кино, созданное лучшими профессионалами со всего мира. Очевидцы утверждают: как только на экране появляется изображение, в зале воцаряется почтенная тишина, и случайный чих расценивается как громовой раскат.

Если все уже случилось, и вы сидите по соседству с буйнопомешанным зрителем, единственный способ на него повлиять — позвать администратора. Он обязан вмешаться: как минимум сделать замечание, как максимум — удалить из зала.

В разных кинотеатрах Москвы, например, и кое-где в Петербурге в залах установили «глушилки» для мобильных телефонов. Однако, вместо того чтобы успокоиться и помолчать, зрители выходят из зала — поговорить, а потом возвращаются обратно. И так по пять раз за сеанс.

«Давайте смотреть правде в глаза: эту ситуацию победить крайне сложно. Представьте, будут выводить человека, который выходить не хочет. Это минут на пять отвлечет весь зал от просмотра, — считает Алексей Дунаевский. — Даже если установить правила поведения, это вряд ли поможет. Все равно будут мешать и хулиганить — назло. Нынешние зрители не ценят потраченных денег на билет. Кино в целом обесценилось».

Есть и еще один метод воздействия, постепенный, требующий подготовки и определенного мастерства. Оптимистичные сотрудники кинотеатров уверены, что своего зрителя можно воспитывать, укрощать и приручать. «Мы не разрешаем зрителям входить в зал в верхней одежде, с пивом и другими напитками. Раньше в баре продавали попкорн, но потом прекратили, по нашему настоянию. Зачем идти на поводу у публики, если она прекрасно может без этого обойтись», — считает Алена Волкова из Дома кино.

Администрация недавно открывшегося «Художественного», где нередко бушуют зрители, делает ставку на репертуар. В процессе подготовки — недели зарубежного кино, программа «Деликатесы», состоящая из лучших фильмов со всего мира, творческие вечера режиссеров и кинематографистов. Таким образом кинотеатр надеется отсеять бездумную часть публики, завоевать собственную аудиторию и, по выражению Алексея Дунаевского, «оттянуть зрителя от суррогатного кино».

Тем временем по городу плодятся торгово-развлекательные центры с приятным «приложением» в виде кинотеатра. В таких заведениях все, скорее всего, останется по-прежнему.

На билетах в некоторые кинотеатры появилась надпись, сообщающая, что «посещение данного мероприятия является риском, ответственность за который зритель берет на себя». Имеется в виду, конечно, угроза терроризма. Но есть также риск расшатать и без того слабую нервную систему и возненавидеть ближнего своего. Так что соберитесь с духом и будьте готовы к неожиданному повороту сюжета.

И не забудьте выключить мобильный телефон.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100