Lifestyle, новости культуры

Ужасно интересно все то, что неизвестноучастникам выставки в Музее Ахматовой «Россия: Сокровенный другой»

22:12:13, 13 февраля 2006
участникам выставки в Музее Ахматовой «Россия: Сокровенный другой»
Мария ЕФИМОВА

Холст — экран телевизора. Палитра — клавиатура ноутбука. Кисть — джойстик. Современные художники использовали эти современные инструменты, чтобы осмыслить авторитарные политические режимы, идеологии, природу революции и жизнь людей в переходный период.

Россия для американских, шведских и ирландских художников до сих пор, вероятно, остается «Сокровенным другим». Пусть выросли уже совсем «несоветские» люди. Пусть слово «коммунизм» перестало быть популярным за границей, а на планете Земля появились другие угрозы для мирной свободной жизни.

Иностранныe художники всматриваются, без преувеличения, в историю. Хоть ракурс за многие годы изменился, во взгляде по-прежнему сквозят наивность, снисходительность и удивление.

Например, художник Джим Финн снял на любительскую видеокамеру футбольные матчи, записал с телевизора рекламные ролики и старые фильмы. Затем ловко порезал кадры и подложил под видеоряд советские и латиноамериканские революционные песни. Таким образом автор проекта демонстрирует абсурдность и одновременно универсальность этих текстов и мелодий.

Марк Бозвел три года снимал 20-минутный фильм «Миссия» — фантазийную историю о том, как Ленин попал в США после развала СССР и познакомился с тамошними миллионерами и бедняками. Капиталистический мир в видении то ли Бозвела, то ли Ленина оказался неким туманным, довольно темным обиталищем странных, неприятных персонажей.

Жаклин Госс предложила на суд зрителей работу «Как исправить мир?», где анимационные узбекские колхозники 1930-х гг. на английском языке рассказывают о том, что такое «новый человек» и, собственно, коллективное хозяйство.

«Россия: Сокровенный другой» — проект скорее социальный, нежели художественный. Своими работами художники пытаются определить место России в современном мире. Никому не навязывая свое, в общем, некомпетентное и немного наивное мнение. Весьма вероятно, что в странах Европы он вызвал бы гораздо больший интерес, чем в России, где и происходили события, описанные художественным языком.

Здешние зрители в данном случае понимают все про себя несколько лучше, чем иностранные искатели и философы. Их шутки не всегда уместны, а ирония иногда могла бы быть тоньше, глубже. В целом выставка интересна больше формой, чем содержанием. Очень уж необъятен предмет художественного исследования; не укладывается в формат компьютерной игры или любительской короткометражки. А фантазии и домыслы, пускай и талантливые, заметно уступают реальности.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100