Lifestyle, новости культуры

Валерий Фокин: Нужно доказывать, что ты живой

16:42:04, 15 февраля 2006
Валерий Фокин: Нужно доказывать, 
что ты живой

Свои пожелания, связанные с техническим оснащением театра, Фокин донес и до Михаила Швыдкого.

Художественный руководитель Александринского театра привык жить на две столицы

Наступивший год для Александринки особый. Прославленный театр празднует 250-летие. И в связи с этим и у труппы, и у художественного руководителя Валерия Фокина хлопот невпроворот! А ведь еще несколько лет назад многие говорили о творческом кризисе Александринки. Но с приходом знаменитого Фокина театр, похоже, набирает обороты.

Вайда аплодировал стоя

- В прошедшем году театр немало гастролировал за рубежом. И говорят, что в Польше на ваш спектакль пришел сам Анджей Вайда…

- Да, мы ведь с ним давно знакомы, - улыбается Валерий Владимирович. - На сцене Национального театра в Варшаве мы показывали «Двойника» Достоевского и мой московский спектакль «Шинель». Реакция была очень интересная, в зале были самые знаменитые люди. Мне это было важно еще и потому, что у нас сейчас с поляками не самые лучшие отношения. Но когда ты видишь в зале Анджея Вайду, многих знаменитых актеров, которые аплодируют стоя, это говорит о том, что всякие политические осложнения - дело временное. До поездки в Польшу мы были на гастролях в Южной Корее, после Польши - в Финляндии. У нас ведь здание закрыто, и мы должны активно играть в городе на разных площадках и, конечно, гастролировать. Нужно форму держать! А зарубежные гастроли добавляют внутренней уверенности, которая, как мне кажется, для этой труппы очень важна. Хотя главные оценки должны быть дома.

- Нынешний год будет таким же «выездным»?

- Гастроли, конечно, будут. Но поскольку год юбилейный, нам не очень до них. Даже отпуск у коллектива не будет полноценным, поскольку к 30 августа мы должны подойти во всеоружии. Потом сразу начинается фестиваль национальных театров. Пригласили поляков, финнов, ведем переговоры с Миланом. Затем репетиции.

Мы, конечно, уже сейчас готовим спектакли. Андрей Могучий репетирует Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Теодорос Терзопулос, классик европейской режиссуры, «Эдипом-царем» 15 сентября откроет фестиваль. А у меня в декабре должна быть премьера «Живого трупа».

Желание перемен

- Вы в Петербурге уже почти три года. Приглашенное руководство коллектив обычно встречает настороженно. А как александринцы встретили вас?

- Очень хорошо. На протяжении многих лет театр был не в лучшей форме. Поэтому приход мой был воспринят и как надежда, и как желание перемен. Другое дело, что сегодня ситуация тоже поменялась. Многие привыкли к нынешнему уровню. Но ведь это не означает, что все ему соответствуют.

С 1 января у нас введены высокие зарплаты, театр вышел на уровень национальной сцены. Но я все время говорю коллективу, что высокие зарплаты не будут переданы механически. Чтобы много получать, нужно и работать соответствующе. Производить реформы только внешние, а внутри ничего не колыхнуть, невозможно! Труппа должна быть меньше, мобильнее. В ней должны быть представлены актеры разных поколений.

У нас сейчас плохо с молодежью, поэтому я беру шестерых студентов с курса Вениамина Фильштинского. Мне кажется, что юбилейный год будет тяжелым. Это связано и со зданием, и с репетициями. Но он будет тяжелым и организационно.

- Придется кого-то увольнять?

- В процессе формирования труппы часть артистов ушла, на их место пришли другие. И это естественно. Что касается организационных сложностей, то у нас фактически будет три сцены: новая, строительство которой должно закончиться через два года, основная и площадка в 7-м ярусе. И на них могут идти три спектакля. Следовательно, эта труппа должна работать на трех площадках. А не то, что 20 человек будут работать, а еще 50 просто высокие зарплаты получать.

Жизнь на две столицы

- Вам фактически приходится жить на две столицы…

- Я уже привык, и особых проблем нет. Больше их у моей семьи, которая живет в Москве. Особенно не в восторге мой 10-летний сын Кирилл.

- Но в Первопрестольной вам не приходится просто наслаждаться общением с семьей. Вы же и там продолжаете работать!

- И много. Но центр Мейерхольда - это другая модель. Там нет труппы, нет репертуара. Да, я делаю спектакли. Но могу и не делать. А Александринка все-таки репертуарный театр…

- А как обычно отдыхаете от такого сумасшедшего количества работы?

- Смотрю футбол. К сожалению, в Петербурге пока не могу организовать себе спутниковую тарелку, а в Москве смотрю главным образом футбольные каналы. Для меня футбол - это момент, когда я могу и отвлечься и отдохнуть. Но все равно ты 24 часа живешь театром. Нельзя сказать, что ты раз - и отключился от всего!

- А супруга чем занимается?

- Таня - помощник Людмилы Швецовой, первого заместителя Юрия Лужкова. Поэтому как ее правая рука носится с ней без выходных с утра до вечера. Мы с Таней познакомились на театральном фестивале, менеджером которого она была. Так что у нее есть эдакая любовь к организаторскому делу. И то, что она, как и я, очень много работает, позволяет нашей семье балансировать.

- А Кирилл, наверное, с легкой родительской руки учится в какой-нибудь престижной школе?

- Мы его забрали из такой школы с уклоном в культуру, театр. И Табаков тоже своего сына забрал. Потому что дети в основном занимались играми и театром. Но потом мы, родители, вдруг обнаружили, что их не учат ничему! Поэтому сейчас Кирилл учится в обычной школе с углубленным изучением английского языка, где надо заниматься, где на дом дают задания.

- Вы строгий режиссер?

- Конечно!

- Кричите?

- Только по молодости было. А сейчас-то что кричать? Можно и без этого добиться желаемого. Может быть, мне сейчас легче так рассуждать, потому что уже есть какой-то авторитет. Но экзамены режиссер держит всю жизнь. Независимо от титулов и премий. Нужно доказывать, что ты живой, потому что в нашей профессии то, что ты делал вчера, мало кого волнует.

ДОСЬЕ «КП»

Валерий Владимирович Фокин родился в 1946 году. Закончил театральное училище имени Б. В. Щукина при театре имени Вахтангова. Народный артист России, лауреат четырех государственных премий России, заслуженный деятель искусств Польши, художественный руководитель и директор Театрально-культурного центра имени Мейерхольда, художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринского). Ставил спектакли на сценах США, Польши, Венгрии, Германии, Швейцарии, Японии, Франции.

Анна Кострова
asya@kppublish.ru

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100