Lifestyle, новости культуры

За 100 лет до Дон Кихота

19:02:05, 16 февраля 2006
1460 год. Каталония. Благородный рыцарь Жуанот Мартурель начинает писать роман, призванный ознакомить людей с «деяниями доблестных и покрывших себя славою рыцарей прошлого, чью память и благородные подвиги увековечили в сочинениях своих поэты и летописцы».

Как водится, начинает он свой труд с посвящения, и не кому-нибудь, а светлейшему принцу дону Фернандо Португальскому (1433 — 1470). Отдавая дань традиции того времени, Мартурель добровольно отказывается от почетного звания писателя-творца и заявляет, что его работа заключается лишь в переводе истории о доблестном рыцаре Тиранте с английского языка на португальский и каталанский. Тем самым он лишний раз подчеркивает авторитетность и достоверность придуманной им истории, принижая собственную роль в создании книги.

В 1468 году Мартурель умирает. Его роман остается незаконченным, и тогда валенсиец Марти Жуан де Галба продолжает дело, начатое Мартурелем. В 1490 году в Валенсии выходит книга под названием «Тирант Белый».

В книге этой, как и во всяком настоящем рыцарском романе, рассказывается прежде всего об удивительных подвигах, совершаемых рыцарями. Здесь почти нет фантастических персонажей: колдунов, драконов, злых волшебниц. Рыцарям приходится доказывать свою доблесть в турнирных поединках и в защите христианских земель от набегов врагов.

Но выполнять непосильные задачи не самое трудное, что выпадает на долю рыцаря. Гораздо сложнее сохранить свой статус, не опозориться, не поступиться честью. Иными словами, стать рыцарем легко, а вот остаться им трудно. В «Тиранте Белом» подробно говорится о том, что ждет рыцаря, если он будет уличен в неблаговидном поступке. Лишение рыцарского звания — церемония сложная и довольно продолжительная, а заканчивается она либо казнью, либо заключением в темницу. Вот почему рыцарь, давший обет (а, как следует из книги, больше всего на свете рыцари любят давать различные обеты), не может отступиться от него ни на шаг.

Когда Тирант дает клятву, что не будет спать в постели и одевать рубашки до тех пор, покуда не убьет или не возьмет в плен короля или королевского сына, другой рыцарь, не желая от него отставать, заявляет, что не вернется на родную землю, покуда не вступит в сухопутный бой с не менее чем сорока тысячями врагов. Третий рыцарь в ответ на это обещает, что не будет брить бороду, потреблять в пищу мясо и есть сидя, пока его трофеем не окажется красный штандарт вражеского военачальника. Четвертый клянется, что будет есть только стоя на коленях, а спать вообще не будет, пока собственноручно не убьет тридцать противников. Читатель может быть уверен, что обещания свои рыцари сдержат.

Вообще у читателей «Тиранта» складывается впечатление, что рыцарям важно не столько поразить врага (это они сделают с легкостью, на то они и рыцари), сколько превзойти в доблести своего брата по оружию. «Коли уж так положено, Тирант, я промолчу, но если вы осмеливаетесь сказать, что я не лучший рыцарь, чем вы, то я вызываю вас на смертельный поединок». Это слова благородного рыцаря Рикара. И он далеко не единственный в романе, кто стремится скрестить свой меч с главным героем только для того, чтобы доказать, что превосходит Тиранта в храбрости.

Естественно, что рыцарь не может обойтись без дамы сердца. В «Тиранте» присутствует несколько любовных линий, а поскольку роман создавался в эпоху Возрождения, то его авторы уже не были так скромны, как авторы средневековых рыцарских романов. Некоторые сцены в книге весьма фривольны. Кстати, дамы в романе Мартуреля и де Галбы играют не менее важную роль, чем мужчины. Одна из них приносит немало хлопот Тиранту, и ее коварство не- сравнимо даже с коварством врагов противоположного пола.

О быте и нравах былых времен в романе говорится очень подробно. Свадьба короля Англии и дочери короля Франции праздновалась один год и один день, и, как утверждается в комментарии, это отнюдь не преувеличение. Во время свадьбы устраивались рыцарские турниры, а когда поединки начинались, никто из зрителей под страхом смерти не мог разговаривать даже шепотом. Замечательно описание процессии, которая шла за английским королем во время свадьбы. Здесь дается краткая характеристика каждому сословию, принимавшему участие в торжествах.

Остается добавить, что спустя сто лет после написания «Тиранта Белого» некий испанский идальго, прочитав этот и другие рыцарские романы, был очарован ими настолько, что, не долго думая, решил и сам заделаться рыцарем. Оседлав своего коня Росинанта, он отправился совершать подвиги. Но это уже совсем другая история.

Мартурель Ж., Галба М.-Ж. де. Тирант Белый: Пер. с каталанского/Изд. подготовили М. А. Абрамова, П. А. Скобцев, Е. Э. Гущина. М: Ладомир; Наука, 2005. (Литературные памятники). 828 с. 2000 экз.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100