Lifestyle, новости культуры

Рецепт простой: не оскорблять друг друга

03:07:12, 22 февраля 2006
Достаточно времени прошло с тех пор, как вспыхнул скандал вокруг карикатур, опубликованных в датском издании. Теперь уже можно взглянуть на события со стороны. Совершенно ясно, что это провокация, в результате которой произошло резкое обострение отношений между мусульманским и западным миром. Подозревать можно кого угодно, скандал на пользу самым разным силам.

По недомыслию так не бывает. По недомыслию можно напечатать карикатуры и сжечь здание одной газеты. Мы имеем дело с провокацией, психологически точно рассчитанной на то, что конфликт будет расти как снежный ком. В результате мир оказался на грани религиозной войны.

На первый взгляд, взрыв возмущения мусульман неадекватен событию. И у нас, и в западном мире люди задумываются и задают вопросы. Что происходит? Реакция мусульманского мира на оскорбление — высокая духовность, настоящая религиозность или глупость и ограниченность?

Тот, кто устраивает бесчинства, дает понять: «мы покажем, как можно вмешаться в ваши дела». Им продемонстрировали захват Ирака с помощью современной техники. А они дают понять, что и с голыми руками можно многого добиться, например, объявления бойкота, который где-то обрушит экономику, разрушения связей между странами... По той же логике шахиды кончают с собой. Они говорят: идет война, у вас танки и самолеты, у нас только жизни, мы их используем в качестве оружия. Так можно взбудоражить мир, и это очень опасно.

Сейчас на Западе многие говорят, что ничего подобного у нас произойти не может, мы не настолько религиозны. Но религию вообще бездумно трогать нельзя, ответная реакция будет именно такой.

Важно понять, в чем собственно суть запрета на изображение Мухаммеда. Это резкое выражение монотеизма — веры в единого Бога. Во всяком изображении, относящемся к священной истории, мусульмане видят опасность идолопоклонства. Главная эмоция ислама, созданного Мухаммедом, в том, что нельзя поклоняться идолам. Есть только один Бог. Люди склонны творить себе кумиров, изобретать святых, а мусульмане борются с культом святых. Они считают страшным грехом, что христиане превратили Пророка Христа в идола, объявили его Богом. С их точки зрения, тем самым искажается вера в Бога. Мухаммеда нельзя изображать не потому, что его уважают, а потому, что в этом есть ужас проявления идолопоклонства. Напомню, в иудаизме запрещено произносить имя божье. Впрочем, в мусульманском мире бывают изредка и иллюстрации к жизни Мухаммеда, но лицо его там закрыто покрывалом.

Пророка можно описывать словами сколько угодно. Кто-то в пылу полемики заметил: все знают, как выглядел Христос, и не знают, каким был Мухаммед. Ничего подобного, есть целый жанр литературы, где подробно описана внешность Пророка. По-арабски там можно прочитать, что он был черноволосый, чернобородый, ходил быстро...

Мусульмане получили сильное оскорбление. Нам кажется неадекватной их реакция, на самом деле неадекватной была идея нарисовать картинки про Пророка. Мы получили реакцию на хамство, а не на излишнюю свободу. Причем это не единичный случай, тому есть примеры. Мэр Нью-Йорка Джулиани запрещал выставку современного искусства в Бруклинском музее, потому что там было распятие, нарисованное недолжным образом. Он говорил, что, как католик, не может этого стерпеть, и грозил отобрать деньги у музея... Проявлением того же хамства было открытие в Москве выставки — издевательства над иконами, и хамством, когда ее пытались уничтожить.

Во всем мире сейчас происходит резкое усиление политической обостренности религии. Разделение церкви, государства и общества — великое достижение цивилизации, у каждого должна быть своя ниша. Религия превращается в мощное оружие, если ее используют в политических целях. То, что называют исламский фундаментализм, исламская опасность, на самом деле не более страшно, чем любой другой фундаментализм — иудейский, протестантский...

Если вернуться к карикатурам, в них есть еще одна оскорбительная вещь, которую нельзя не заметить. Они содержат весь набор стандартных поношений Мухаммеда, существующих в христианской цивилизации издавна. Это ложные стереотипы. Там есть изображение Пророка как простого, неграмотного человека. Вторая линия — Мухаммед всего лишь подражатель иудеям. Он изображен похожим на Моисея. Третий стереотип — кровожадный агрессор. Присутствует тема угнетения женщины, обвинения в чувственности и в том, что у мусульман вопросы пола на первом месте... Набор стереотипов, существующих со времен крестовых походов, искажающих образ ислама. При этом есть карикатура, один в один похожая на антисемитские, которые были распространены в Европе в 1930-е годы. Использован весь арсенал оскорблений, проверенных временем и практикой.

Что с этим делать? Прогнозировать дальнейшее трудно. Конфликт может затихнуть, но не забудется и в любую минуту может вспыхнуть вновь. Рецепт простой, можно сказать, банальный: надо стараться не оскорблять друг друга. Препятствовать обострению розни — задача интеллигенции. Она должна находить пути к взаимопониманию. Это сфера ответственности ученых, гуманитариев, интеллигенции, журналистов.

В мире есть разные религии и культуры и в связи с этим серьезные проблемы. Я читаю в университете курс «Ислам в контексте европейской культуры», где пытаюсь показать, что именно Европа восприняла из ислама, какой искаженный образ ислама она создала, чтобы объединиться во время крестовых походов, и как потом это аукнулось, когда искаженный образ Европы зеркально возник на Востоке. Много хорошего из того, что можно было взять и использовать, Запад не увидел на Востоке. Но чтобы жить вместе на этой земле, нам надо понимать, что есть разница во взглядах, догмах и принципах. Это как в одной стране знак траура черный, а в другой — белый. Нельзя издеваться над Мухаммедом, так же как нельзя плевать на крест. К свободе печати это не имеет никакого отношения.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100