Lifestyle, новости культуры

Прорыв к театру куколСегодня 70 лет со дня рождения Виктора Сударушкина

22:42:04, 01 марта 2006
Сегодня 70 лет со дня рождения Виктора Сударушкина
Евгений СОКОЛИНСКИЙ

«Материя» театра исчезает почти без следа. Прошло 20 лет со дня смерти Виктора Сударушкина, и мы не найдем на афише его спектаклей для взрослых. Постановки драматических театров хотя бы время от времени снимают на пленку, публикуют исследования, реконструкции. Кому придет в голову составлять подробное описание даже лучшего кукольного спектакля? Кукольный театр — золушка в мире сцены, так и не превратившаяся в принцессу. Существуют два-три «модных» камерных театра в стране, но старейшие театры кукол к ним не принадлежат, они творят в тишине безмолвия.

Большой театр кукол строили два человека: Михаил Королев и Виктор Сударушкин. Королев подарил театру первый международный успех: БТК получил в 1959 году золотую медаль на фестивале в Румынии за памфлет Карела Чапека «В золотом раю». Все же театр 1950-х годов лишь формально мог называться кукольным. В нем было больше от театра драматического. Над ширмой двигались обычные люди, только маленькие, что-то вроде Барби. Не случайно среди любимых персонажей тех спектаклей были реальные исторические лица, популярные актеры: Миклухо-Маклай, Чапаев, Радж Капур.

Сударушкин в середине 1960-х совершил прорыв к настоящему кукольному театру, хотя этого почти никто не заметил. Разумеется, время способствовало раскрепощению художественных форм, возвращению на сцену условности, но нужна была готовность к новому.

Мне было 13 лет, когда я встретил Виктора Борисовича в кукольном театре Дворца пионеров. Мне он казался тогда очень взрослым, а ему было всего 23. Он рано повзрослел как режиссер. С детства он находился постоянно за кулисами, в репетиционном зале БТК, где работал его отец Борис Сударушкин.

Будущий руководитель театра прекрасно знал возможности маленькой сцены, кто чего стоит из актеров и т. д. Поставив свой первый спектакль в 1960 г., он учитывал сильные стороны режиссуры Королева, но решил делать театр непохожий. Фантастическая пьеса «Жар-птица летит на Марс» поставлена уже в несколько иной стилистике, чем предшествующие премьеры БТК — «Сокол Чапаева» М. Королева или «Дочь Индии» В. Кукушкина.

В 1964 г. Сударушкин дебютировал в качестве главного режиссера «Слоненком» по Р. Киплингу. Это была работа опытного мастера, она сохраняется в репертуаре БТК несколько десятилетий. Вместе с «Поросенком Чок», «Сказкой про Емелю», «Приключениями Пифа» «Слоненок» стал образцом детского кукольного представления. За 40 лет равноценной замены не нашлось.

От постановок для самых маленьких Сударушкин получал удовольствие, хотя нельзя сказать, чтобы он был сентиментален и благодушен. Родители малышей на тех же «Приключениях Пифа» тоже ловили свой кайф — в тексте, режиссерских находках рассыпаны шутки, понятные лишь взрослым. Это был по крайней мере «двухслойный пирог».

Впрочем, развернуться в полной мере кукольнику позволяет только спектакль для взрослых. У Королева такой спектакль превращался в эстрадное обозрение, разыгранное с помощью тростевых кукол. Сударушкин тоже мог поставить очень смешной «необыкновенный концерт», например «В 12 часов по ночам». Как сейчас помню ансамбль младенцев на горшочках, банщика-массажиста из Сандуновских бань. Но чаще он стремился к законченной драматургии, правда, цельность рождалась из многообразных элементов, их можно объединить понятием гротескной системы.

Техника, конструкция кукол его занимали мало. Прежде всего Сударушкин вместе с художниками В. Ховралевым, Л. Боровенковой искали образ, метафоры, контрасты. Куклы разных видов, размеров, маски, живой план сменялись в бешеном темпе, происходили жанровые эмоциональные переключения. Сударушкин получил в наследство от Королева прекрасных актеров, но и дал им много.

Кукла в триединстве куклы-маски-человека в отличие от современных режиссеров для него оставалась главенствующей. Постоянно трансформировалось пространство, мы наблюдали за действием то с одного ракурса, то с другого. Его режиссерские опусы были всегда музыкальны. Благодаря Сударушкину на кукольной сцене появился мюзикл. «Мне не интересен традиционный спектакль», — признавался Виктор Борисович. Все художественные средства театра были им задействованы и, конечно, не в ущерб слову.

Это сейчас не удивишь обращением к «Маленьким трагедиям» Пушкина, «Гамлету» Шекспира. А в 1960-х — начале 1970-х Достоевский («Петербургские фантазии»), Маяковский («Клоп»), Шукшин («До третьих петухов») в куклах воспринимались как революция. Не стану уверять, будто все постановки Сударушкина (а их у него около 50) были удачны. Однако при нем БТК поднялся на высоту, к которой желаю театру вновь вернуться.

Нынешние молодые более раскованы в своей режиссерской фантазии, чем Сударушкин, начинавший в сложную эпоху. Но если Руслан Кудашов и его сверстники легко оперируют пространством, светом, всем богатством драматического и кукольного театра, в этом есть заслуга и Виктора Борисовича Сударушкина.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100