Lifestyle, новости культуры

Как соседи играют джаза

03:47:16, 14 марта 2006
В Джазовой филармонии прошли Дни эстонского джаза. Квартет лидера-саксофониста Виллу Вески с 20-летней вокалисткой Соней Рубиной и уже давно признанные у нас гитарист Тийт Паулус и пианист Тыну Найсоо продемонстрировали, что и как играют в нынешней Эстонии.

Ленинградские джазмены познакомились со своими эстонскими собратьями по джазу почти полвека назад: в 1957 г. на Московском фестивале молодежи и студентов в концертах джазовой программы фестиваля выступила группа Estonia, ведомая кларнетистом Александром Рябовым. Встречи продолжились на Таллинском джазовом фестивале в 1960-м, а двумя годами позже и в нашем городе стали появляться эстонские гости. За эти полвека эстонские ансамбли сумели привлечь устойчивое и приязненное внимание петербуржцев, а немногие пластинки с их записями — в личной коллекции каждого сведущего петербургского джазмена. Скажу больше: именно эстонцы были всегда ближе нам по духу среди остальных прибалтов, их джаз был наиболее академичным, они чуждались авангардной эскапады. И ныне посетители Джазовой филармонии за два вечера встретились с тремя поколениями эстонского джаза.

Квартет Виллу Вески собран из музыкантов, которым под или за сорок, все они по-настоящему заиграли лишь в новой Эстонии. Вместе с ними в Петербург приехали 55-летний пианист Тыну Найсоо и 60-летний гитарист Тийт Паулус — мастера второго, наиболее деятельного, поколения джазовой Эстонии, из тех, кто родился в первое послевоенное десятилетие. К этой плеяде принадлежат самые известные у нас джазмены Эстонии. Именно Найсоо и Паулус с особенной теплотой были приняты нашей публикой. Они играли и мыслили в русле испытанного временем джазового мейнстрима, не покушаясь поразить слушателей вторжениями в сопредельные с джазом сферы музыкального творчества.

Видимо, не без зависти к ним Виллу Вески, лидер квартета, сказал, обращаясь к аудитории: «Никто из нас еще не легенда джаза, и мы показываем вам только свои упражнения». Эти упражнения не заходили далее давно осваиваемой скандинавами области этно-фолк-джаза. Эффектно дебютировала Соня Рубина — вокалистка с сильным голосом и приличным диапазоном.

А встреча с первым поколением имела свою особенность: часть программы второго дня была посвящена памяти замечательного музыканта Александра Рябова, скончавшегося около года назад. Еще недавно он выступал в филармонии на Загородном проспекте, будучи последним представителем джазовой когорты Эстонии из далеких 1920-х годов, таких, как инструменталисты и композиторы Вальтер Оякяэр, Уно Найсоо и пианист Рейн Марветт. Дань памяти мастеру отдал лидер петербургского джаза Давид Голощекин, много лет встречавшийся с Рябовым в джазовых программах различных фестивалей. Оба они — ревностные приверженцы мейнстрима — понимали друг друга с полуслова.

Все второе отделение пятничного концерта ансамбль Давида Голощекина, включивший в свой состав Тыну Найсоо и Тийта Паулуса, играл знаменитые джазовые стандарты — из тех, что неизменно входили в репертуар Александра Рябова: Body and Soul, Makin Whopee, Сorcovado, In a Mellowtone и наиболее им любимую тему — Memories of You. На сцене Джазовой филармонии добрый час длилась творимая легенда из самых золотых времен джаза.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100