Lifestyle, новости культуры

Долгая история любви

00:22:14, 16 марта 2006
Завтра в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца откроется выставка офортов Рембрандта
Людмила ЛЕУССКАЯ

Нынешний год — Год Рембрандта. Мир отмечает 400-летие великого голландца. В разных странах проходят посвященные ему выставки, семинары, конференции. В Голландии Рембрандт стал национальной идеей, но так было не всегда. Случалось, интерес к великому живописцу на родине ослабевал. Но его картины собирали коллекционеры других стран — Германии, Франции, России...

Как говорит Михаил Пиотровский, Эрмитаж с Рембрандтом связывает долгая история любви. Коллекцией голландского живописца, которой обладает музей, восхищаются все. В Год Рембрандта Эрмитаж покажет несколько выставок голландского искусства. Начало серии положат офорты из коллекции Дмитрия Александровича Ровинского (1824 — 1895).

Юрист по образованию, Ровинский сделал успешную карьеру. Всю жизнь он прослужил в министерстве юстиции, имел прямое отношение к судебной реформе, благодаря которой были отменены телесные наказания и введен суд присяжных. А еще он полвека собирал офорты Рембрандта, покупал их в России и за границей, на аукционах, у коллекционеров, их наследников. Коллекция стоила около полумиллиона рублей в ценах ХIХ столетия.

Ровинскому удалось собрать самую большую в России и третью в мире коллекцию, в которой без малого тысяча гравюр Рембрандта и его школы. Он завещал ее Эрмитажу, где она и оказалась спустя два года после смерти собирателя. Выставка не только дань памяти Рембрандту, но и знак благодарности выдающемуся коллекционеру. Ровинский хотел, чтобы его коллекцию видели посетители музея, воля исполнилась спустя столетие.

Наверное, огромные парадные залы Зимнего дворца мало подходят для показа небольших, рассчитанных на тесный контакт со зрителем, гравюр. Но иначе в столь полном объеме — 340 произведений — коллекцию не показать. Вряд ли еще на нашем веку представится возможность увидеть как ранние работы Рембрандта 1620-х годов, так и последний его офорт, выполненный спустя четыре десятилетия.

В числе ранних работ серия портретов матери. Исследователи творчества художника считают, что в тот период у него не было средств на натурщиков и он рисовал своих близких. И на автопортретах того же времени он «набивал» руку. Крошечный мужской портрет из тех, у которых нет прототипов, имеет особую ценность. Глаз специалиста определит, что это один из первых оттисков.

На зрителя смотрит знаменитый автопортрет — художник у окна. Автор изобразил себя вполне преуспевающим, богатым, хорошо устроенным в жизни. Рембрандт умел продавать свои работы, приучал коллекционеров к тому, что каждый оттиск — самостоятельное произведение искусства. Технически сложный офорт — «Проповедующий Христос» имеет еще одно название — «офорт в 100 гульденов». За такую весьма значительную сумму сумел продать его автор. Любопытно, что на этой работе нет подписи. Рембрандт был уверен, что его руку узнают и так.

Он был молод, удачлив и счастлив, когда в 1636 году запечатлел себя с Саскией — женой и музой. Трудные времена настанут не скоро.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100