Lifestyle, новости культуры

На игле. Швейной

20:47:37, 17 марта 2006
Очередная «штучка» в Невской кутине
Мария КАМЕНЕЦКАЯ

Швейная машинка может быть конем на Аничковом мосту. А также пулеметом, шифровальным аппаратом, паровозом и просто модным предметом мебели. Разные лики привычного предмета, который в сознании большинства ассоциируется все же с чем-то уютным и немного старомодным, представлены на новой выставке из цикла «Штучки» в Невской куртине Петропавловской крепости, организованной Государственным музеем истории Петербурга и институтом «ПРО АРТЕ».

Швейная машинка, по мнению организаторов, это гармония, облаченная, извините, в металл. Так как в ней, подобно древним символам инь и янь, соединены женское и мужское начала видимыми и невидимыми ниточками и стежками. Швейная машинка — пример мирного сосуществования техники и искусства. Об этом предмете мечтали задолго до того, как изобрели. Машинка постоянно эволюционировала, однако никогда не изменяла себе и своему предназначению.

Мысль посвятить швейной машинке экспозицию вначале пришла художникам. Они были убеждены, что этот предмет наполнен глубокими, часто неожиданными смыслами. На выставке представлены четыре художественных проекта, а также экспонаты из фондов Музея истории Петербурга. К слову, эта выставка «Штучек» оказалась богаче на музейные экспонаты, чем все предыдущие.

В коллекции ГМИ — более ста экземпляров, однако зрителям решили показать самые яркие образцы, демонстрирующие, какой путь пришлось проделать швейным машинкам, чтобы стать привычным предметом обихода. От однониточных (по системе Э. Гоу) — к знаменитым челночным мануфактуры Зингера. От ручного привода, пригодного только для выносливых швей, — к ножному полуавтомату.

«Штучками» стали монументальные, солидные аппараты для шитья, одним своим видом внушающие доверие. И изящные, как будто легкомысленные, разукрашенные цветочными узорами, — чтоб не только работали, но и глаз радовали. И миниатюрные, почти игрушечные, обозначенные как детские. Самый крошечный экспонат — «малогабаритная швейная машинка с ручным приводом», изобретенная в конце XIX века в Германии. Не машинка даже, а просто ручка с игольным ушком и маленькой платформой для ткани.

У современных художников, наблюдающих за метаморфозами, рождаются свои ассоциации на тему. Петербургский карикатурист и книжный иллюстратор Владимир Семеренко придумал проект «От техники к искусству», где швейная машинка вторгается в различные художественные направления и примеряет на себя разные роли: деревьев и озера (лэнд-арт), разрисованной дамы (боди-арт), кота, с помощью которого хозяйка гладит белье (лубок), коня работы Клодта...

Анна Русова захотела выявить мужское начало, заложенное в этом предмете (не зря же лучшими портными были и остаются мужчины), и превратила швейную машинку в паровоз. Мужские качества в данном случае символизируют дым из трубы, стук колес и скорость. Машинка-паровоз несется на всех парах. Чтобы побыстрее закончить нарядное платье, наверное?

Андрей Стрепетов и Павел Шапошник изготовили чудо-пулемет, стреляющий почти как настоящий, но в основе представляющий «любимую швейную машинку моей бабушки». Екатерина Ильина провела исследование- фальсификацию, где из швейной и пишущей машинок получается мутант, помогающий шпионам передавать разведданные.

Эволюция швейной машинки продолжается. В советские времена барышни покупали журналы с выкройками и строчили дома больше от безысходности, чем по желанию. Потом швейная машинка была чем-то вроде бабушкиного атрибута и пылилась на антресолях. Теперь магазины заполнены качественной и не очень одеждой. Однако покупатели хотят не только покупать, но и красиво выглядеть, поэтому обшивать себя становится модным занятием. А швейная машинка в этом деле — основа основ.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100