Lifestyle, новости культуры

Выбор Солженицына

20:17:05, 21 марта 2006
Новым лауреатом литературной премии Александра Солженицына стал Алексей Варламов.

Этот писатель не разменивается на мелочи. Он пишет обстоятельно и серьезно. Его корни — классика русской и мировой литературы, и Варламов этих корней держится, гордо продолжая традиции своих учителей (среди которых можно угадать и Пушкина, и Чехова, и Набокова) и не заигрывая с читателем. Согласно официальной формулировке, премия Варламову вручена «за тонкое исследование в художественной прозе силы и хрупкости человеческой души, ее судьбы в современном мире; за осмысление путей русской литературы ХХ века в жанре писательских биографий».

Напомним, что премия Солженицына была создана в 1997 году и является единственной в России крупной частной премией. Ее размер — 25.000 долларов США. В разное время ее лауреатами были филолог Владимир Топоров, поэт Инна Лиснянская, прозаик Валентин Распутин, режиссер Владимир Бортко и актер Евгений Миронов.

Алексей Варламов родился в 1963 году в Москве. Окончил филологический факультет МГУ. Много писал для толстых литературных журналов. В 1995 году за повесть «Рождение» («Новый мир», 1995, № 7) был удостоен премии «Антибукер». Кроме того, в его багаже премии журнала «Октябрь» (1995, 1997), газеты «Московский железнодорожник» (1997), издательства «Роман-газета» (1998).

Алексей Варламов — автор романов, повестей, рассказов, публицистических и литературоведческих статей, а также биографий известных писателей (в серии «ЖЗЛ» вышли его книги о Михаиле Пришвине и Александре Грине; скоро выйдет книга об Алексее Николаевиче Толстом).

Книга о Толстом под заглавием «Красный шут» («Москва», 2005, № 7 — 9) достойна всяческих похвал хотя бы потому, что в ней автор никому не навязывает своего мнения. «Красного графа» Толстого принято либо ругать, либо хвалить; либо осуждать, либо оправдывать. Варламов просто рассказывает, что знает, а знает он много. Писатель не скрывает, что Толстой угождал власти, очень любил деньги и всеми правдами и неправдами стремился удержаться на литературном небосклоне: «Он был, пожалуй, наиболее совершенным из русских писателей, кто выработал стратегию жизненного успеха и решил про себя: что бы ни происходило вокруг и кто бы ни пришел к власти, он, гр. Толстой, пропасть не должен, он выплывет, выкарабкается и вытащит тех, кто находится рядом с ним». Однако Варламов не делает из этого суждения трагедии. Что было — то было, прочитывается между строк его книги, но звания знаменитого писателя у Алексея Толстого никто не отбирал.

В «Красном шуте» внимание привлекают два момента, из которых первый можно смело назвать достоинством варламовского исследования, а второй, скорее, недостатком. Первый момент касается того, что Варламов ничего не принимает слепо на веру. Его книга полна цитат и литературных баек. Каждую цитату автор самым тщательным образом проверяет и иногда добивается потрясающих результатов (например, он развенчивает миф о том, что Толстой якобы был незаконнорожденным). О байках же, в которые многие хотели бы поверить — настолько сочно в них прорисовывается характер Толстого, — автор говорит прямо: это не более чем анекдоты.

Второй момент — любовь Варламова к сослагательному наклонению. Не один раз он позволяет себе помечтать о том, что случилось бы, если бы обстоятельства в жизни «красного графа» сложились иначе. Разумеется, подобные отступления его книгу не портят, но возникает вопрос: так ли важны эти домыслы, когда ничего уже поправить нельзя? «Толстому б не в ХХ веке жить, а столетием раньше. И был бы он хлебосольный русский барин, и писал бы щедрую прозу, и прожил бы долгую жизнь, на которую был задуман и рожден, но выпали ему революции, войны, страх, ненависть, гнев...»

В «Красном шуте» почти нет психологических зарисовок, то есть того, что так любят современные популярные историки. А именно: рассказов о том, что думал и переживал выбранный ими персонаж, как будто они были тому свидетелями. Варламов фантазиям предпочитает факты, а свой талант знатока человеческих душ он демонстрирует в повестях и рассказах.

Повесть «Рождение» — произведение многогранное, наполненное самыми разными смыслами (здесь можно углядеть и социальный подтекст, и притчу). Варламов пишет о супружеской паре, которая борется за жизнь своего ребенка. Читателя автор не щадит — шаг за шагом со зловещей методичностью проникает он в мир страданий, заставляя сопереживать несчастным героям. Подобный эффект — результат глубокого проникновения в характеры персонажей, при этом Варламов даже не называет их имен. Он отталкивается от простых человеческих инстинктов, но под его пером инстинкты превращаются в самые благородные чувства, которые только может испытывать человек.

«Рождение» — своеобразный гимн природе, жестокой, но, по мнению автора, справедливой (повесть заканчивается хорошо). Насчет справедливости с Варламовым можно и нужно поспорить, однако его доводы настолько убедительны, что их нельзя не принять.

Не менее убедителен и рассказ «Присяга» («Новый мир», 2002, № 8), где автор противопоставляет два типа сознания. Представители первого — группа студентов-разгильдяев, проходящих военные сборы. Они знают, что всем им в итоге поставят зачет и дадут звание, а после этого они распрощаются с армией навсегда. Знают об этом и офицеры. Все, кроме одного — майора, стремящегося сделать из студентов настоящих военных. Столкновение студентов с майором приводит к конфликту, разрешить который невозможно — у каждого своя правда. Похоже, и сам автор затрудняется сказать, на чьей он стороне. Но Алексей Варламов из тех писателей, что не ищут легких путей.

Сегодня Варламов мало известен широкому кругу читающей публики. Вручение ему Солженицынской премии вряд ли поправит дело. Он не гонится за модными сюжетами и не несет свои рукописи в престижные издательства. Зато он много и успешно работает. Ему нет нужды самоутверждаться — он уже нашел свой путь. А очередная премия нашла его.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100