Lifestyle, новости культуры

Синенький скромный платочекСегодня исполняется 100 лет со дня рождения Клавдии Шульженко

14:47:13, 24 марта 2006
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Клавдии Шульженко
Макар АЛПАТОВ, заслуженный артист России, художественный руководитель театра «Родом из блокады»

Около 60 лет она царила на отечественных эстрадных подмостках и до сих пор продолжает оставаться одной из самых любимых исполнительниц песенного жанра во всех уголках нашей страны. У каждого из ее почитателей свой образ замечательной артистки и певицы. Мне хочется рассказать о «своей» Шульженко...

40 лет назад я закончил Консерваторию и получил распределение в Москву. Там, в Доме звукозаписи, композитор Евгений Жарковский и познакомил меня с кумиром песенной эстрады Клавдией Шульженко. Много мнений бытовало о моей новой знакомой, но она сразу же сразила меня редким профессионализмом и необычайной доброжелательностью. Разговаривала она со мной, тогда только начинавшим творческую жизнь, на равных, по-дружески, без тени превосходства.

В перерывах она покорила мою ленинградскую душу, высказав огромную любовь к моему родному городу. Оказалось, что восхождение к вершинам признания и народной любви началось у Шульженко именно здесь. В нашем городе она «научилась жизни, музыке, молодости души. Архитектура этого города, которую называют застывшей музыкой, врожденная культура его жителей привили мне творческий вкус, обучили меня сценической жизни, а секрет актерской молодости я открыла попозже сама, но тоже благодаря Ленинграду и ленинградцам», — утверждала Шульженко в одном из юбилейных интервью.

Исаак Дунаевский заметил юную певицу в ее родном Харькове. По приезде в Ленинград ей пришлось выступать перед сеансами в кинотеатрах, чтобы заработать на жизнь. Но актерская судьба была к ней благосклонной — уже на первом публичном эстрадном концерте на сцене Мариинского театра она произвела впечатление, особенно исполнением знаменитых «Кирпичиков».

Дунаевский помог способной землячке — она выдержала труднейший конкурс на главную женскую роль в спектакле ленинградского Мюзик-холла на музыку Д. Д. Шостаковича «Условно убитый». Затем легенда ленинградского джаза Яков Скоморовский пригласил ее солисткой в свой оркестр. С ленинградскими музыкантами Шульженко провела первые успешные гастроли по стране, выступила в Москве. После этого ленинградская концертная организация рекомендовала ее на Первый всесоюзный конкурс артистов эстрады, где она стала лауреатом. И Шульженко наградили решением о создании собственной концертной бригады. К этому времени певица вышла замуж за артиста-музыканта Владимира Коралли, и они стали вместе руководить вновь созданным ансамблем. Была записана первая грампластинка.

«Ленинградская марка мобилизовывала, — рассказывала потом певица, — репертуар готовился громадный... Вы же с берегов Невы, вы должны быть эталоном, — говорили нам...»

...В 1967 году мы встретились на декаде русского искусства на Украине, которая растянулась почти на месяц. Мы ежедневно общались и могли наговориться всласть. Несмотря на то что мы с Клавдией Ивановной представляли московскую делегацию, мы все время находились вместе с артистами из Ленинграда. Если кто недомогал, на помощь всегда приходила запасливая Клавдия Ивановна.

В Одессе у осеннего моря артистка вдруг вспомнила о войне. Известие о ее начале застало ленинградскую гастрольную группу в Ереване — по идее, надо было спасаться и бежать куда-нибудь на юг. А они прилетели домой, в Ленинград, и стали фронтовым ансамблем, самые тяжелые дни блокады пережив с осажденным городом в подвале Дома офицеров на Литейном проспекте.

Весной 1942 года родился «военный шлягер на все времена» — песня «Синий платочек». Важное событие всегда обрастает легендами. Вот что рассказывала сама Клавдия Ивановна. По Дороге жизни — в апреле она уже подтаивала — фронтовой джаз-ансамбль Шульженко и Коралли прибыл в Волхов. Мелодия «Синего платочка» нравилась исполнительнице давно, но текст в те грозовые годы нужен был новый, зовущий на битву с врагом. И она даже сама пыталась что-то сочинять. Но знаменитые теперь строки написал отнюдь не профессиональный поэт, а военный журналист из газеты Волховского фронта «В решающий бой!» лейтенант Михаил Максимов. Через несколько месяцев после премьеры в Волхове песня начала вместе с бойцами бить фашистов, а исполнительница к медали «За оборону Ленинграда» добавила боевой орден Красной Звезды.

В Одессе у моря Клавдия Ивановна вспоминала и День Победы. Тогда в Выборгском ДК было столько народу, что ее попросили спеть «Синий платочек» на ступенях дворца — прямо среди тысяч счастливых ленинградцев...

Рассказывают, что личная жизнь певицы в послевоенной Москве и позже была нелегкой якобы из-за ее сложного характера. Положим, артисты все далеко не подарки, но что-то в трудность общения с Шульженко мало верится. Конечно, она могла дать отпор чересчур наглому репортеру. Я сам был тому свидетель: «У меня, — резким тоном, — всю жизнь был один официальный муж Владимир Коралли, один сын — Игорь Кемпер... Ну что еще хотелось бы узнать вам о моем отношении к песне?»

После ухода певицы из жизни, с 1986 года в ленинградском Доме актера начали проводиться вечера Шульженко, в них я всегда участвовал. На эти вечера из Москвы приезжали В. Коралли и И. Кемпер. За кулисами Коралли — он теперь тоже покоится на Новодевичьем кладбище рядом с Шульженко — любил рассказывать разные байки об их совместной жизни. Например, о рояле, который к тому времени еще сохранялся у них дома. Его везунчик Клавдия Ивановна якобы выиграла в карты у великого Шостаковича. За достоверность факта не ручаюсь, но рассказ от Коралли слышал собственными ушами...

Клавдия Шульженко ушла от нас в 1984 году, но ее чуткая душа уже тогда чувствовала назревающий крах советской эстрадной песни. «Я ведь даже зарубежные песни старалась делать русскими — в том смысле, как иностранцы понимают человека из СССР, — вздыхала артистка. — Вот «Голубку» возродила и «Простую девчонку» с «Челитой». Но у меня всегда в любой песне между строчек синенький скромный платочек».

Театр «Родом из блокады» старается продолжать традицию вечеров памяти К. И. Шульженко. Музыкальный XXI век начался, и хоть четырехчетвертной размер рока полностью заполонил новое поколение, но песни Клавдии Шульженко еще обязательно зазвучат, еще скажут свое яркое слово правды. По крайней мере мои юные ученицы говорят, что верят в это...

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100