Lifestyle, новости культуры

Человек и судьба

18:17:15, 27 марта 2006
В Зеленом зале Музея А. С. Пушкина на Мойке, 12, открылась выставка петербургского графика Юрия Люкшина. В экспозиции 35 работ из двух последних циклов: «Борис Годунов» и «Пиковая дама». Все они выполнены в сложной смешанной технике: акварель по печатному цветному фону. Названием выставки стала цитата из пушкинской трагедии: «Обнажена моя душа пред вами...».

Автор хорошо известен зрителям. Долгие годы он последовательно, уверенно, целенаправленно воспроизводил в своих многочисленных листах мир напряженного духовного поиска, искал образы, наиболее полно соответствующие представлению о достойных праведниках, несущих в себе свет истины. Таковы были его герои разных лет — мудрые валаамские старцы, нетерпимый ко всякому «нечестию» Илья-пророк, грешный и кающийся князь Игорь.

Обращение художника к главному драматическому сочинению Пушкина также не случайно — это результат длительных размышлений, давнего стремления приблизиться к высшему идеалу не только духовной, но и историко-философской и религиозной жизни.

В трагической истории жизни и смерти царя Бориса наш современник Люкшин пытается найти ответы на всегда мучительные вопросы: возможно ли пройти через преступление и устоять перед угрызениями совести; какова цена попрания морали; дано ли человеку право искупить свою вину; в чем сила истинно духовной власти. Художником вновь, как и в прежних его произведениях, движет желание приблизиться к чистоте и ясности духа, найти в своих героях черты смирения и веры. Его волнуют нравственные возможности человека, позволяющие преодолевать тяжкие, нередко гибельные заблуждения.

Новый цикл Люкшина невелик по объему, около десятка листов. Он сохраняет все характерные смысловые, композиционные, живописные особенности, которые отличают искусство художника. И следует признаться, что образно-пластический мир, выстроенный Люкшиным в соответствии с его пониманием трагедии Пушкина, не вступает в противоречие с представлениями читателей.

Листы с изображением Бориса («Мальчики кровавые в глазах», «Кончина царя»), Пимена и Юродивого Николки — своего рода архитектурные доминанты, естественный центр композиционного замысла. Люкшина глубоко волнуют душевные страдания царя, публично обвиненного Юродивым в преступлении, о котором уже написал в летописи тихий и кроткий «отшельник в темной келье» Пимен. Никому не дано уйти «от суда мирского, как не уйти от божьего суда» — вот главный вывод художника, который он претворяет в визуальные образы героев трагедии. Томимый тоской Борис находит успокоение лишь в благочестивой, очистительной кончине — таков печальный приговор, вынесенный художником Годунову вслед за великим поэтом.

«Борис Годунов» Люкшина предстает скорее лирическим произведением, нежели монументальным. Человек и его роковая судьба занимают воображение художника более, чем психология народных масс. Не случаен выбор крупных планов, пространственная замкнутость изобразительного решения — героям тесно, неудобно, и лишь Пимен привычно склоняется над книгой в маленькой келье...

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100