Lifestyle, новости культуры

Дэн Браун украл идею у петербуржцев?

06:12:03, 21 апреля 2006
Дэн Браун украл идею у петербуржцев?

Михаил Аникин: - Закрываем правую часть - и видим Богоматерь... - Закрываем левую часть - и видим Иисуса. Это аллегория христианской церкви.Фото: Ханов Тимур

Известный рокер и сотрудник Эрмитажа утверждают, что роман «Код да Винчи» - это плагиат их книг

Когда в 2003 году в свет вышел детектив Дэна Брауна «Код да Винчи», он был обречен на успех - ну любят читатели, когда им дают почувствовать себя немного следователями, немного историками, немного искусствоведами и немного теологами. А уж если в книге еще и тайные общества орудуют - роман просто обязан стать бестселлером. Но у славы есть и обратная сторона: многие писатели находят в популярных произведениях отголоски собственных сочинений. И выдвигают претензии на авторство. «Код да Винчи» в этом отношении может стать рекордсменом: уже были два судебных разбирательства с писателем из США Льюисом Пэрдью и американо-новозеландским дуэтом историков Майклом Бейджентом и Ричардом Ли. В обоих случаях Фемида не усмотрела в Дэне Брауне плагиатора. Но теперь автору скандального романа придется иметь дело с петербуржцами.

Михаил Аникин: Я дал Брауну месяц на размышление

Искусствовед Михаил Аникин трудится в Эрмитаже - он старший научный сотрудник отдела истории западно-европейского искусства. И к творчеству Леонардо имеет непосредственное отношение: он изучает его картины вот уже без малого 30 лет. В 2000 году, за три года до появления романа Дэна Брауна, Аникин выпустил научно-популярную брошюру «Леонардо да Винчи, или Богословие в красках», где по-новому взглянул на знаменитую Джоконду, найдя тот самый код да Винчи.

- Дэн Браун взял мои идеи, касающиеся Леонардо, - говорит Михаил Александрович. - Причем многие из них были уникальные, высказанные мной впервые. Я о них рассказал американским коллегам, сопровождавшим выставку в Эрмитаже. Мы беседовали о Чаше Грааля, о смысле неровной линии горизонта, о Линии Розы (нулевом меридиане, проходящем через середину картины). Ведь Джоконда - это центр мира, и Линия Розы рассекает ее пополам. Это то, что в христианстве называется благочестивым расчленением.

И потом Мона Лиза - это не портрет, это аллегория христианской церкви. Если мы возьмем правую часть картины, то увидим Христа именно такого, каким его изображали многие художники, включая самого Леонардо, на других полотнах. Тот же лоб, тот же надбровный бугор, те же пряди волос, тот же благословляющий жест руки.

А левая часть Джоконды - это лик Мадонны, опять же знакомой нам по многим другим портретам. В левой и правой частях и пейзажи на заднем плане разные, насыщенные аллегориями, относящимися к Христу и Деве Марии.

Американцы тогда попросили у меня разрешения рассказать все это своему другу-писателю. Я разрешил, но с условием: он может не упоминать моего имени, но обязан сказать, что это идеи искусствоведа из России, из Эрмитажа. Я на бумажке написал американцам латиницей свое имя и мой термин «Код да Винчи». Причем слово «да» - с большой буквы. И в первом издании у Брауна это слово тоже было с большой буквы!

Меня, разумеется, возмутило, что, вопреки обещанию, Дэн Браун ни разу не упомянул авторства использованных им идей. Причем это идеи новые, еще не озвученные на Западе. Ни я, ни Эрмитаж, ни Россия в книге не значатся.

Но больше всего меня задело, что мои исследования Браун связал с катарской ересью и идеями, что у Иисуса и Марии Магдалины были дети. Я с этими взглядами ассоциироваться не намерен.

В феврале мои представители связались с Дэном Брауном и передали мое недовольство. Он не ответил. Я подожду еще месяц, и если реакции от него не будет, подам иски в суды России и США. Я претендую на половину гонораров за «Код да Винчи», а если Браун будет упорствовать, то потребую весь гонорар.

Владимир Рекшан: - В России своих хороших книг много!Фото: Ханов Тимур

Владимир Рекшан: Это же мой сюжет!

Участник легендарной рок-группы «Санкт-Петербург» Владимир Рекшан в 1995 году издал роман «Ересь». И хотя эта книга совсем не о тайном христианском знании, там есть некоторые сюжетные совпадения с произведением Дэна Брауна:

- Нам надо брать от иностранцев лучшее, - откровенничает Рекшан. - Их суды - это попытка привлечь к себе внимание. Ведь и за истцами, и за ответчиками стоит одно издательство. А у меня совершенно отдельная книга, вышедшая за 8 лет до «Кода да Винчи». Мне кажется, россиянам надо активнее участвовать в международном информационном поле. Ну почему говорят о Дэне Брауне, если у нас много своих книг, и они как минимум не хуже?

В «Ереси» я высказываю идею, что у Иисуса и Марии Магдалины были дети. Но у меня это лишь маленький эпизод, а у Брауна на этом построен весь роман. Можно, конечно, сказать, что это совпадение - о детях Иисуса тоже не я первый написал. Но Браун наверняка был знаком с моей книгой, потому что совпадают некоторые детали. Смотрите: у меня в прологе убивают религиозного деятеля в Петербурге, у него - убивают религиозного деятеля в Париже. А первые фразы первой главы вообще почти одинаковые. Косвенных улик множество!

ЦИТАТЫ

Дэн Браун «Код да Винчи» (2003 г.)

«Понизив линию горизонта с сельским пейзажем в левой части картины, он зрительно увеличил лицо Моны Лизы. Весьма характерный для него прием. Ученые утверждают, что согласно концепции женского и мужского начал левая сторона всегда считалась женской, а правая - мужской. Ну и поскольку Да Винчи по своим взглядам был поклонником женственности, вот он и изобразил ее лицо более величественным благодаря искривлению горизонта.

- Я слышал, он пидором был, - сказал низкорослый мужчина с козлиной бородкой.

Лэнгдон поморщился:

- У историков неоднозначное мнение на сей счет. Но вообще-то вы правы. Да Винчи был гомосексуалистом.

- Так вот почему он баловался этими феминистскими штучками?

- Не совсем так. Да Винчи старался найти баланс между мужским и женским началами. Верил, что душу человека можно считать просвещенной лишь тогда, когда в ней счастливо уживаются оба начала».

Михаил Аникин «Леонардо да Винчи, или Богословие в красках» (2000 г.)

«Заметим, что само по себе подобное соединение мужского и женского начал не несет в себе ничего из ряда вон выходящего. Можно вспомнить о традиции изображения различных аллегорий, когда в одной фигуре объединялись разнополые сущности. В итальянском искусстве эта традиция имела широкое распространение. В подобном соединении для Леонардо нет ничего необычного - можно утверждать, что к подобному «эксперименту» ведет вся логика развития его творческого гения. На столкновении и органичном соединении противоположных начал во многом строится его творчество».

СРАВНИМ?

Дэн Браун «Код да Винчи», 2002 Владимир Рекшан «Ересь», 1995 Главный герой Журналист Роберт Лэнгдон Журналист Игорь Попов Пролог Убийство куратора Жака Соньера, хранителя тайного религиозного знания Убийство лютеранского епископа Олега Капниста Первая фраза первой главы «Роберт Лэнгдон проснулся не сразу». «Игорь Попов проснулся, и сразу же после пробуждения начался приступ». О детях Иисуса «Софи увидела надпись над генеалогическим древом: «Род Вениамина».
- Вот она, Мария Магдалина, здесь, - сказал Тибинг и указал на самую верхушку древа.
Софи удивилась:
- Так она из дома Вениаминова?
- Вот именно, - кивнул Тибинг. - Мария Магдалина - женщина царского происхождения.
- А мне всегда казалось, она была бедна.
Тибинг отрицательно покачал головой:
- Магдалину объявили шлюхой, чтобы уничтожить даже намек на ее благородное происхождение.
- Но какое дело Церкви до того, что Мария Магдалина благородных кровей?
Англичанин улыбнулся:
- Милое мое дитя! Церковь волновало не столько царское происхождение Марии, сколько ее отношения с Христом, который тоже принадлежал к царскому роду. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус происходил из дома Давидова. Как известно, Давид был потомком самого царя Соломона, царя еврейского народа. Женись Христос на Марии, Он бы объединился со знатным родом Вениамина, связал эти два царских рода и создал мощнейший политический союз, имел бы законное право претендовать на трон и возродить правящий царский род, как это было при Соломоне.
- Легенда о чаше Грааля - это легенда о царской крови. Упоминание в легенде о «сосуде с кровью Христа»... на деле означает упоминание о Марии Магдалине, женском лоне, несущем «царскую кровь» Христа.
- Сейчас перед вами раскроется величайшая из тайн в истории! Иисус не только был женат, Он был отцом. А Мария Магдалина, дитя мое, была священным сосудом, носившим Его ребенка! Тем священным лоном, призванным продлить царский род, той лозой, на которой зрел благословенный плод их любви!» «Да, Иисуса видели в сорок пятом году в Александрии. Но Царь иудейский скорее всего погиб на стенах Мосада в семьдесят четвертом, при обороне последнего оплота палестинского Сопротивления от римских свинцовых рот. И погиб он без сожаления. Да и какое сожаление может быть у старика? Жизнь прожита честно и мужественно. Главное, что в удачном браке в Канне с Магдаленой два царских рода соединились - наследники царей из колена Иудиного и колена Вениаминового. Иосиф устроил все, подкупив Пилата, и на крест вызвался идти Симон, пожертвовавший жизнью ради спасения законного наследника трона, узурпированного коллаборационистом Иродом. Но Иисус не мог бежать из Палестины - народ, подготовляемый зелотами, собирался восстать против Рима, и Царь Иудейский должен был разделить его судьбу. Но Магдалена и дети скрылись. Хитрый и расчетливый Иосиф устроил все, нанял корабль и перевез жену с детьми в римскую колонию Марсел по ту сторону моря. Иисус стоял на холме и видел, как отплывало судно. Его и Магдалену соединяли не страсть, но долг. Мальчик - белокурый и голубоглазый - стоял на корме, ждал, что отец все-таки придет. Дочери сидели возле мачты, красивые смуглянки, и - наоборот - глядели в морскую даль. Королевская кровь, чаша Санграаля спаслась. Они уплывали, чтобы смешать свою кровь с кровью других племен и вернуться. Даже одна царская капля могла и должна была проявиться в будущем».


КОМПЕТЕНТНО

Адвокат, специалист в области авторского права Станислав КОРНИЛОВ:

- В законе однозначно сказано, что методы, способы и концепция авторским правом не охраняются, а охраняются только заимствование текста, форма. И это не только у нас, но и в Америке, Европе. Если же речь вновь идет о плагиате, в любом случае необходима экспертиза, на основании которой судья выносит решение. Высказанные кем-то идеи тоже не могут быть объектом авторского права. Простой пример: вы решили снять фильм о белых медведях и кому-то об этом рассказали. И если другой человек снимет такой же фильм, даже если он камеру поставит в той же точке, где вы хотели, - вы не сможете предъявить ему претензии. Поэтому я думаю, что у обоих петербуржцев очень мало шансов на победу в суде.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Голливуде заканчивается работа над фильмом «Код да Винчи». Авторов картины не смущают судебные тяжбы, обрушившиеся на Дэна Брауна. Экранизировать «Ересь» пока никто не собирается.

Александр ГОРЕЛИК.
gorelik@kppublish.ru

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100