Lifestyle, новости культуры

Петербургское имя: Сергей Слонимский

17:26:58, 21 апреля 2006
Завершился I фестиваль «Имена Петербурга», посвященный творчеству композитора Сергея Слонимского.

Всю первую половину апреля его произведения ежедневно звучали во многих музыкальных залах и театрах города, а слушателям были представлены почти все жанры, к которым когда-либо обращался композитор. Организаторы — комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга и Союз концертных деятелей — подготовили настоящий марафон сочинений Слонимского, причем, что удивительно, вне всяких юбилейных дат. Даже простое перечисление всех прошедших событий и лиц, в них задействованных, заняло бы не одну газетную полосу. Потому высветим лишь наиболее значимые и, на наш взгляд, интересные моменты этого беспрецедентного в жизни города события.

Предваряла открытие фестиваля мировая премьера 13-й симфонии «Четыре стасима трагедии» в Большом зале филармонии в исполнении ЗКР академического оркестра филармонии под управлением Николая Алексеева. В этом произведении, как и во всем его творчестве, гражданская, человеческая позиция Слонимского бескомпромиссна, словно композитор погружает нас в зону повышенной ответственности. Размышляя о симфоническом наследии композитора, можно констатировать, что Слонимский, следуя за Шостаковичем, создает своеобразную летопись современной эпохи.

На репетициях симфонии автор был от первой до последней минуты. Замечаний музыкантам почти не делал, лишь помечал что-то в партитуре. «Я с ними, точно так же, как и в Мариинском театре, когда идет мой балет, я не только с оркестрантами, я и с танцорами, я хожу на балетные репетиции, — рассказывал композитор. — Мне кажется, что автор должен умереть в дирижере и артистах так, как Станиславский говорил, что режиссер умирает в актере... Отношение оркестра меня просто тронуло. Они замечательно работают. Вот я вспоминаю, что еще лет 50 назад любая необычная интонация, любой диссонанс вызывали смех».

Долго не смолкавшие аплодисменты восторженной публики и вызовы автора на сцену красноречиво свидетельствовали о безусловном успехе мировой премьеры.

Официальное открытие фестиваля «Имена Петербурга» состоялось в зале Академической капеллы и началось с приветственного слова композитору председателя Союза концертных деятелей Владислава Чернушенко. Под его же управлением в тот вечер прозвучали ораториальная сюита из оперы «Виринея» и фортепианный концерт № 2 (солистка Галина Жукова).

В тот же день открылся «Первый открытый фестиваль-конкурс юных пианистов имени Сергея Слонимского» в детской школе искусств № 2, что на Ленинском проспекте, жюри которого возглавил сам композитор. А заключительный концерт призеров прошел в зале Капеллы.

Мариинский театр представил уже известный петербуржцам двухактный балет «Волшебный орех» по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», созданный Слонимским совместно с Михаилом Шемякиным. В Фонде же художника Шемякина на Садовой прошел вечер «Сергей Слонимский. Музыка для театра и кино», который провел сам автор совместно с камерным хором «Петербургские серенады», «Петербургским перкуссионным проектом» и своей студенткой Настасьей Хрущевой.

В рамках фестиваля был подготовлен «Вечер оперных и балетных миниатюр» в театре оперы и балета имени М. П. Мусоргского главным режиссером Станиславом Гуадасинским и дирижером Андреем Анихановым.

В Малом зале филармонии состоялся чрезвычайно интересный концерт камерной музыки Слонимского под общим названием «Парадоксы и контрасты». В консерваторском зале имени Глазунова был дан концерт «Хоровая музыка Сергея Слонимского и его воспитанников — Влады Малаховской, Дмитрия Стефановича», который с энтузиазмом провели дирижеры Валерий Успенский и Антон Максимов.

Всемирный клуб петербуржцев организовал концерт в Эрмитажном театре, где среди прочих сочинений прозвучал «Приветственный кант Всемирному клубу петербуржцев» в исполнении самого автора.

Не менее важную и драгоценную грань дарования Слонимского открыли петербуржцам концерты его воспитанников. Один из них — «Композиторская школа Сергея Слонимского» состоялся в Петровском зале Санкт-Петербургского государственного университета и был посвящен выпускникам прошлых лет, среди которых уже известные имена Александра Радвиловича, Дмитрия Стефановича, Владиславы Малаховской, Антона Танонова и Елены Антоненко. Другой же — «Концерт класса композиции профессора Сергея Слонимского», прошедший в камерном зале Санкт-Петербургской консерватории, представил современный актив отечественных и зарубежных студентов композитора-педагога.

Закрытие I музыкального фестиваля «Имена Петербурга» прошло в Большом зале Филармонии. Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под руководством Фуата Мансурова практически с одной репетиции выучил и замечательно исполнил сложнейшую программу. Довольно компактный и лаконичный Первый концерт для фортепиано и камерного оркестра был достойным образом исполнен автором проекта и художественным руководителем фестиваля пианистом Ринатом Шакировым. Скрипичный «Весенний» концерт в противовес фортепианному обнаружил богатый и яркий инструментализм, а выдающиеся мастерство и талант солиста Михаила Гантварга способствовали погружению в замечательную музыку. Похвалы заслуживает и Алексей Массарский, вдохновенно исполнивший во втором отделении сложнейший концерт для виолончели и камерного оркестра. Завершила фестивальную декаду музыки Слонимского сюита из балета «Икар». Улетающая в будущее музыка последнего номера «Ковка крыльев» подвела своеобразный итог почти полувековой творческой деятельности одного из лидеров мировой музыки.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100