Lifestyle, новости культуры

Лучо Фонтана "Мастер европейского искусства"

01:02:05, 16 мая 2006
Лучо Фонтана "Мастер европейского искусства"
Авангардисты в ХХ веке на славу поглумились над живописью. Каждый третировал ее по-своему. Русский поляк Казимир Малевич методично доводил живопись до самоубийства, которое она и совершила в "Черном квадрате". Итальянец Лучо Фонтана бросался на собственные холсты с ножом, оставляя резаные и рваные раны. В "Белом манифесте", изданном в 1946 году в Буэнос-Айресе, он призывал отказаться от традиционных форм и материалов. Сам отказался, но не до конца. Экспрессивные абстракции, в которых он воплощал свою теорию, остались все же в рамках скульптуры и живописи. Но драматическая любовь-ненависть к искусству достигла такого накала страстей, что дело дошло до поножовщины. Фонтана лишил искусство неприкосновенности, стащил его с олимпа прямо в гущу жизни, опасной и нищей, где запросто могут пырнуть ножом. В какой-то мере эти абстракции автопортретны: Фонтана-солдат был ранен на Первой мировой. Свои 69 лет (18991968) Лучо Фонтана провел в плаваниях между двумя землями - родной Италией и Латинской Америкой, где он провел раннее детство и куда периодически возвращался. Две силы ясно проявляют себя во всем, что он делал: итальянская свободная элегантность и латинская перегретая страсть в сочетании с мистицизмом. До Второй мировой он работал как скульптор. В 1930-х в Милане из его рук выходили вполне реалистические фигуры - крепкие женщины со скуластыми индейскими лицами, скульптурные портреты, больше похожие на случайно отрезанные от целого головы или торсы. Чтобы усилить впечатление, Фонтана витаминизировал свои скульптуры золотом и нагружал цветным стеклом. Но, видимо, эффект все же не удовлетворял его. В своей теории "спациализма" (spаzio по-итальянски - "пространство") Фонтана хотел найти способ заставить зрителя вступать с искусством в прямой контакт. На зрителя нужно расставить капканы. Мимо огромных одноцветных холстов, блестящих, покрытых яркими красками, мимо бронзовых "камней" и идеально гладких огромных "яиц" он не сможет пройти равнодушно. Потому что в них зияют вполне человеческие раны. Искусство Лучо Фонтаны пугающе красиво. Оно действует на воображение так же, как самодельные домашние алтари истовых латиноамериканских католиков, где распятия соседствуют с инструментами древнего языческого колдовства, пучками волос, увядшими цветами, черными свечами, фотографиями близких родственников, а все вместе блестит и переливается, украшенное ракушками и поддельными брюликами. Ведь главный ингредиент жертвоприношения - красота. Стигматы расцветают на руках святых отчаянно прекрасными цветами. Неверующим предлагается вложить пальцы в раны, чтобы поверить. Лучо Фонтана - мастер европейского искусства. Покупается, продается - хороший бренд. Только он - что-то вроде пятой колонны. Фонтана терроризирует искусство. Берет в заложники красоту и хладнокровно протыкает ножом. И, похоже, делает он это из радикальных религиозных убеждений.

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100