Lifestyle, новости культуры

Воспитание Риты

21:37:03, 17 мая 2006
Воспитание Риты
Режиссер: Анна Потапова. В ролях: Николай Иванов и Елизавета Прилепская

В ТЮЗе им. А.А. Брянцева наконец-то ставят спектакль, по теме соответствующий формату театра. Он о воспитании. Об ответственности, которую учитель и ученик несут друг перед другом. Но все это написано в жанре английской интеллектуальной комедии, без дидактики и занудства. Московский режиссер, ученица Марка Захарова Анна Потапова впервые в России репетирует "Воспитание Риты" - пьесу известного английского драматурга Уильяма Рассела. За двадцать лет существования эта история прошла по всем мировым площадкам от Бродвея до Сингапурского драматического театра. А одноименный фильм с Майклом Кейном и Джулией Уолтерс получил в свое время три номинации на "Оскар": за лучшую мужскую и женскую роль и лучший сценарий. Традиционный сюжет рассматривается в пьесе с неожиданной стороны. В ее основе - парафраз "Пигмалиона" Бернарда Шоу. Главный герой, подуставший от жизни профессор английской литературы, Фрэнк получает "в нагрузку" ученицу Риту, двадцатишестилетнюю парикмахершу, никогда не слышавшую об Элиоте, а манерами и наивностью напоминающую Пеппи Длинный Чулок. Их общение выходит за рамки привычных отношений и полностью меняет их образ жизни, но не стоит ждать, что между героями завяжется предсказуемый роман. Хотя без любовного напряжения дело не обходится. Но Рассел смотрит на проблему глубже, и вдруг оказывается, что "прирученный" тоже несет ответственность перед учителем, а образование и воспитание имеют не только положительные, но и отрицательные стороны. Главные роли в спектакле сыграют "фронтмен" труппы Николай Иванов и Елизавета Прилепская, лидирующая среди молодых актрис ТЮЗа благодаря своему бешеному темпераменту и обаянию "соседской девчонки". Раньше этот дуэт "специализировался" на ролях пап и дочек, теперь у них появилась возможность сыграть другие отношения. Режиссер так рассказывает о героях спектакля: Меня очень привлек образ главной героини. Это женщина несокрушимой силы, настроенная очень позитивно. Она целенаправленно идет к воплощению своей мечты, но не по трупам, что мне тоже в ней очень нравится. Она ровесница старших героев одного из первых "новых драматургов" Марка Равеннхилла - молодежи, сформировавшейся в последние годы правления Тэтчер. Но если Сара Кейн, Равенхилл утверждают, что эти люди - исколотые, упитые маргиналы, то Рита находит другой выход из социума. И не дает разрушить свою жизнь несмотря на то, что для этого есть объективные предпосылки. И от общения с Фрэнком получает массу удовольствия. Как вы нашли пьесу "Воспитание Риты"?
Я лежала на пляже, листала старые номера "Современной драматургии". И пока читала "Воспитание Риты", сгорела, потому что не могла отвлечься. С первой страницы я начала хохотать, со второй плакать. И уже лет десять плачу и смеюсь. И надеюсь, что после спектакля передам это другим.
В какой эстетике будет решен спектакль?
В самой традиционной. Это психологическая драма. Шестьдесят страниц диалога не могут решаться иначе.
Как московский режиссер, вы чувствуете разницу в театральных школах, работая в нашем ТЮЗе?
Разница не в географическом принципе, а скорее, в возрастном. Мне очень нравится работать с Николаем Ивановым, я многому у него учусь и благодарна за то, как терпеливо он относится ко мне. А Лиза - это бесконечный источник энергии. Рита может быть только такой.
"Воспитание Риты" превращается в "Воспитание Анны Потаповой"?
Конечно. Мы шутим на репетициях, что у нас две Риты и два Фрэнка. То есть я становлюсь то одним, то другим по отношению к актерам.
Ученик и учитель несут ответственность друг перед другом?
Учитель - на 200%, второй тоже изредка несет. Педагогическая этика - важный для меня вопрос. И действительно, воспитатель несет ответственность, даже если воспитуемому 26 лет, как Рите в пьесе. Очень редко говорится о том, что педагогическая ситуация может оказаться заведомым предательством со стороны педагога. В ситуации, когда ученик попадает к воспитателю незрелым, есть высокая степень доверия, и ее нельзя нарушить, потому что ты меняешь жизнь человека. А в пьесе Рита сильнее, чем Фрэнк. И интересно наблюдать, как она меняет его жизнь.

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100