Lifestyle, новости культуры

ЗАБЫТАЯ РОССИЯ.Проекты памятников и монументальная скульптур

14:05:11, 29 июня 2006
ЗАБЫТАЯ РОССИЯ.Проекты памятников и монументальная скульптур
Богатая событиями история нашей страны, отраженная в монументах – задуманных, поставленных, разрушенных и вновь рожденных – это огромный культурный пласт, который невозможно вместить в рамки одной экспозиции или одной книги. Поэтому представленные на выставке произведения являются лишь отдельными, но подчас совершенно забытыми страницами двухвековой летописи русской монументальной пластики, как и аннотации в каталоге, составленные на основе архивных документов и литературных сведений.
И речь идет не только о памятниках Москвы и Петербурга. Хранящиеся в музее экспонаты дали возможность обратиться к изучению монументов, которые сооружались в самых разных уголках российской империи. Состав собрания и, в первую очередь, коллекции скульптуры XVIII - начала XX века, определил выбор конкретных «сюжетов». Иногда основным объектом исследования становится рисунок, старая фотография, где запечатлен несохранившийся памятник, нереализованный проект.
Дистанция между началом работы над замыслом памятника и его завершением оказывалась нередко весьма значительной. Над одним и тем же монументом трудились часто разные мастера, предлагая каждый - свое решение. Бывали и другие ситуации (связанные, прежде всего, со скульптурой XVIII века) — иногда произведения той эпохи лишь спустя десятилетия приобретали статус городского памятника. Так произошло, например, со статуей императрицы Екатерины II, исполненной в Германии в 1782–1788 годах и долгое время пребывавшей в безвестности в фамильном владении Гончаровых. Лишь в 1846 году она превратилась в монумент, украсивший город Екатеринослав. В многочисленных публикациях, по уже сложившейся традиции, достоверные факты переплетаются с легендами, что заставляет снова и снова возвращаться к истории создания и бытования утраченной в XX веке скульптуры. В отделе рисунка Русского музея хранится лучшее из известных на сегодняшний день изображений екатеринославского памятника, некогда входившее в собственную коллекцию императора Александра III.
Необычайно интересна история петербургских памятников, например, колоссального портретного бюста Александра I, моделированного И. П. Мартосом и высеченного в мраморе Б. И. Орловским. В 1822 году он стал первым императорским монументом в главном интерьере Биржи, знаменитом сооружении архитектора Тома де Томона на стрелке Васильевского острова. Установленный в «обрамлении» колонного портика, бюст этот спустя два года был запечатлен в автолитографии М. Т. Маркова. Она изображает многофигурную сцену, сюжет которой раскрывается в надписи: «Признательность к щедротам Благодетельного Монарха потерпевших от наводнения 7го ноября 1824го и призренных в Санкт-Петербургской портовой Бирже». В 1919 году бюст Александра I вывезли в Русский музей вместе с более поздним бюстом императора Николая I работы скульптора Н. С. Пименова. В то время царские изображения не могли быть введены в музейную экспозицию и их постарались надежно «спрятать» в фондах. Произведение И. П. Мартоса было впервые опубликовано лишь в 2005 году
Монументальное искусство середины XIX века представлены на выставке произведениями П. К. Клодта и Н. С. Пименова.
Памятник И. А. Крылову, появившийся в 1855 году в Летнем саду, равно как и памятник Николаю I, открытый через четыре года на Исаакиевской площади, благополучно украшают Петербург и по сей день. Упоминание о них в каталоге «Забытая Россия» обусловлено привлечением по-своему интересных авторских проектов Клодта, хранящихся в фондах скульптуры Русского музея. Известно, что в графическом проектировании постамента памятника скульптору оказал помощь художник А.А.Агин. Подготовительные работы А.К.Клодта и А.А.Агина также хранятся в ГРМ. Крайне сложным для перемещения и экспонирования является восковой оригинал монумента баснописцу, принятый в 1921 году в дар от Общества поощрения художеств. К таким же раритетам относится и восковой эскиз памятника Николаю I, до 1897 года хранившийся в музее Академии художеств. В коллекции ГРМ имеется и бронзовый вариант этой конной статуэтки — именно он вошел в состав выставки, показывая начальный этап работы над монументом (всадник сидит на спокойно стоящем коне). Последующее развитие замысла позволяет проследить другая, отлитая в бронзе модель, где императорский конь уже поставлен, как и в самом памятнике, на две точки опоры.
Целый комплекс практически неизвестных петербуржцам экспонатов — скульптура, рисунки, фотоснимки — связан с задуманным в начале 1850-х годов украшением декоративной скульптурой Благовещенского (Николаевского) моста. Проследить историю создания неосуществленного ансамбля помогли архивные документы. Над этим проектом увлеченно работал Н. С. Пименов, создавший шесть из заказанных восьми скульптурных групп. Четыре из них были высочайше утверждены, однако в связи с отсутствием необходимой суммы на производство бронзовых отливов, работы были приостановлены. Более поздний бронзовый отлив одной из аллегорических композиций, которая называлась „Киев“ и символизировала „Торжество христианства, или Ниспровержение идолов“, представлен на выставке.
Среди целого собрания „уник“ — терракотовых и гипсовых эскизов М. М. Антокольского есть этюд к статуе Александра II, над которой скульптор работал в течение длительного времени. Он имеет прямое отношение к монументальной фигуре императора, отлитой в бронзе и принадлежащей Киевскому музею русского искусства. Повторение этой статуи, сделанное к 300-летию Петербурга, теперь можно видеть на одной из главных магистралей города (Суворовский проспект, 32-б).
На выставке экспонируются и другие проекты памятников Александру II, так или иначе связанные с Петербургом. Это, в первую очередь, замечательный в художественном отношении эскиз П. П. Трубецкого, который не был осуществлен и даже не был премирован жюри на конкурсе 1910 года, проходившем в Мраморном дворце. Но он получил высокую оценку в целом ряде отзывов. В частности, подчеркивалось: «Если бы в конкурсной комиссии сверх всякого чаяния и возможности оказалось большинство действительно компетентных людей, которые одобрили бы проект Павла Трубецкого, то они не только бы оценили достойное произведение, но и создали бы историчеcкий акт. Сопоставление двух памятников, Александру II и поставленного уже на Знаменской площади Александру III, было бы наглядным, предметным уроком. Идея и смысл двух царствований гениально воплощены в обоих изваяниях».
Во многих отношениях примечателен впервые экспонируемый в музейных залах бронзовый бюст Александра II, появившийся в собрании ГРМ в 1959 году. Он был найден в земле при строительных работах на 22-й линии Васильевского острова. На этом месте в 1912 году был открыт «Городской училищный дом в память 19 февраля 1861 г». Возможно, для него и создавался этот монументальный портрет, в грозные дни революционных событий сброшенный с пьедестала или намеренно спрятанный. В 2005 году именно этот бюст привлек внимание комиссии, искавшей в фондах музея подходящую модель для памятника Александру II, который предполагалось установить перед зданием Главного Управления Банка России по Санкт-Петербургу (набережная реки Фонтанки, 68). С экспоната Русского музея была снята форма и сделан бронзовый отлив. Новый петербургский памятник был открыт 1 июня того же года к 145-летию основания Александром II Государственного банка России.
В последнем разделе выставки, посвященном монументам начала ХХ века, представлены изобразительные материалы, касающиеся истории памятника Александру III, который стоял на Знаменской площади перед зданием Московского вокзала с 1909 по 1937 год. Эту конную статую работы П. П. Трубецкого, принадлежащую к шедеврам не только отечественного, но и мирового искусства, удалось сохранить именно благодаря передаче в Русский музей. Не так давно в стены музея вернулся и другой монументальный портрет „Царя-Миротворца“ — мраморная статуя, исполненная М. М. Антокольским в 1897–1898 годах специально для только что открытого Русского музея императора Александра III.
Малоизвестные памятники того времени, только задуманные или действительно осуществленные, запечатлены в фотографиях, хранящихся в собрании ГРМ. В ходе подготовки выставки удалось правильно аннотировать некоторые изображения, определив местоположение монументов или установить неизвестное ранее авторство проектов. В ряде случаев внимательно изучалась история забытых монументальных начинаний. К их числу относится, например, состоявшийся в 1912 году конкурс на памятник императрице Марии Федоровне, который планировалось поставить перед Смольным институтом. Победу одержала скульптор Ю. Н. Свирская, но к последующему воплощению была принята модель бывшей смолянки Е. П. Черемисиновой. Начавшаяся вскоре первая мировая война прервала работу над этим памятником — представление о нем дает лишь тщательно исполненный проект, запечатленный с разных точек неизвестным фотографом.
Такова история жизни лишь нескольких памятников, вошедших в экспозицию. Всего же на выставке представлено более ста работ крупнейших русских мастеров: М.О. Микешина, А.М.Опекушина, И.Н.Шредера, В.А.Беклемишева, Л.В.Шервуда и др., которые отражают почти двухсотлетнюю историю развития монументальной скульптуры в России. Выставка «Забытая Россия» позволила показать целый ряд произведений, которые до сих пор не экспонировались и не публиковались. В истории русской монументальной скульптуры остается еще немало непознанного, искаженного легендами, либо — отсутствием или незнанием фактического документального и изобразительного материала. Некоторые из имеющихся лакун восполнит данная выставка, в очередной раз раскрывающая перед зрителями и исследователями богатейшие фонды Государственного Русского музея.


Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».
Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо
Москвы в Петербурге».

источник: Пресс-служба ГРМ

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100