Lifestyle, новости культуры

Александр Сокуров: Я вывез Галину Вишневскую на месяц в Чечню

20:22:02, 21 августа 2006

Выдающийся российский режиссер рассказал кинообозревателю «КП» о работе над новым фильмом с участием великой певицы

В России его по-прежнему считают элитарным режиссером. На Западе наоборот - из российских самым известным. Его «Русский ковчег» - картину, в свое время собравшую в мировом прокате немыслимые для отечественного фильма 10 миллионов долларов, недавно вновь с триумфом показали на фестивале в Локарно.

На главной городской площади Пьяцца Гранде около 8 тысяч зрителей с упоением следили за удивительным фэнтези из русской истории, снятым в стенах Эрмитажа на одном дыхании, одним кадром. А перед вручением Сокурову почетного «Золотого леопарда» на фестивале показали новый его документальный фильм «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская». Легендарные музыкант и певица, несомненно, принадлежат к числу великих исторических персонажей с того самого ковчега классической русской культуры, неизбежное утопание которого не устает оплакивать режиссер.

Ростропович снова нужен России?

-Что для вас кинофестиваль в Локарно?

- Начало! Швейцария была первой страной, куда меня выпустили в советский еще период. Это было в 1987 году. Хорошо помню, что из граждан Советского Союза я был в самолете один. Меня усиленно опекали спецслужбы, уговаривали денежную часть премии, полученной мной тогда за фильм «Одинокий голос человека», сдать в советское посольство. Я отказался. Я отдал деньги в Союз кинематографистов. Это был для меня прекрасный, но тяжелый момент. Уже потом, когда прошло время, я стал понимать, что он для меня значил. А в тот момент - нет.

- И что же?

- Прежде всего независимость от нашей кинематографической среды, возможность не участвовать в каких-то обременительных отношениях и конфликтах, не тратить силы на лишние административные хлопоты. И сейчас я принимаю «Золотого леопарда» с огромной благодарностью. Ведь мне все труднее и труднее снимать фильмы, и это прекрасно, когда можно отвлечься на что-то позитивное. Бывали случаи, когда я вынужден был отказываться от приза, если считал, что присуждение является результатом какой-то политической, профессиональной борьбы. И не только в России. Скажем, отказался от членства в Европейской киноакадемии, когда шли конфликты вокруг «Русского ковчега».

- Ваш новый фильм «Элегия жизни» о Ростроповиче и Вишневской создан для телевидения?

- Да, но показа его в России мы пока не можем добиться. Не смогли уговорить ни один телеканал.

- А вот по заграничному ТВ его явно покажут. Пару дней назад на одном из итальянских телеканалов я смотрел ваш фильм «Мать и сын».

- Будем надеяться на это. У нас были задачи консервативные, академические. Я просто хотел запечатлеть в нашей памяти эти фигуры фундаментального значения и масштаба. Сохранить их для других поколений. Понаблюдать за процессом их работы, попытаться понять, из чего складывается их высокое, непревзойденное мастерство. Запечатлели репетицию в Венской филармонии, в которой участвовали три последних столпа в истории музыки - польский композитор Пендерецкий, российский музыкант Ростропович, японский дирижер Озава. За спиной у них, кажется, никого нет.

Он мог бы покончить с собой

- До вашего фильма я не слышал, чтобы Галина Павловна где-нибудь столь откровенно рассказывала о смерти своего первого ребенка.

- Она действительно нигде об этом не говорила. Но многое из того, о чем она рассказывала мне во время съемок, я в картину не вставил. Из деликатности. В «Элегии жизни» у Ростроповича мужская роль, у Вишневской женская. Поэтому мне хотелось, чтобы он больше говорил о профессии, а она о своей человеческой, женской судьбе. К тому же что-то в поступках Ростроповича объясняется присутствием ее воли. Если бы она прямо не сказала ему: «Стоп! Хватит! Пошла к чертовой матери вся эта советская власть! Поехали! Ничего не бойся!» - он мог бы покончить с собой. Он абсолютно был готов к этому. И он бы это сделал. Он даже ей говорил о том, что готов к самосожжению, что не может жить без работы. Трагедия Ростроповича в том, что когда ему не дают общаться, не дают работать, он просто перестает существовать.

- Как по-вашему, почему они стали гражданами Монако? Вы ведь впервые показали в картине их паспорта.

- Они стали гражданами мира. Чтобы быть независимыми, быть реально над схваткой. Кто-то из них когда-то сказал, что присягу дважды не дают. Как можно дважды быть гражданином одной страны? Многие не решились бы на такое демонстративное следование принципам. А они могут себе это позволить. Поэтому они такие. Не по какой-то причине искусственной. КГБ требовал от них, чтобы они выставили за порог Солженицына, они отказались. У вас же дети, говорят им. А Вишневская: да, ну и что? У меня лично есть чувство вины перед ними. В картине прямо об этом сказано: они выступили против государства и вступившего с ним в сговор народа. Я не отказываюсь от этих слов. Потому что ни московская, ни петербургская профессиональная среда не проявила к ним никакого сочувствия, кроме пятерки близких друзей. Никто их не поддержал, никто не помог, никто не встал на их сторону.

Оперная дива жила в вагоне без окон

- Снимая Вишневскую в «Элегии жизни», вы словно проводили пробы для вашей очередной игровой картины - «Александра», главную роль в которой тоже отвели Галине Павловне.

- Ни в коей мере. Я писал сценарий специально для нее. Я люблю ее очень и давно мечтал снять с ней фильм, но возможностей не было. Как в свое время с «Русским ковчегом», должны были сложиться благоприятные обстоятельства.

- О чем эта история?

- Пожилая женщина приезжает к своему внуку, капитану разведроты, посмотреть, как он живет, как служит. Мы ни разу не произносим слов Чечня, но это и так понятно. Она живет в расположении, выходит за территорию, ходит по разрушенным районам. И уезжает, проведя там всего три дня. Внука отправляют на задание, и неизвестно, когда он вернется, и вернется ли вообще.

- Для вас было принципиальным снимать картину именно в Чечне?

- Нам предлагали снимать в Кабардино-Балкарии. Части как бы аналогичные, но при этом спокойная обстановка. Но это совсем другое настроение людей в глазах, в атмосфере… Я отказался от этой идеи. С таким же успехом можно было снимать в Петербурге. Массовка на нашей картине состояла из реальных солдат плюс 12 молодых русских и чеченских актеров. Все неизвестные. Из знаменитых лиц - только Вишневская.

- Как вы ее размещали, где она жила?

- Очень много было с этим проблем. Главной проблемой была, конечно, ее безопасность. Рассматривался даже вопрос, чтобы она жила у Кадырова, в его резиденции. Я ездил к Кадырову, смотрел, встречался с ним. Этот вариант категорически не подошел по многим причинам. В итоге мы разместили ее в вагончике на территории комплекса, где живут сотрудники ФСБ в Грозном. Железный вагончик без окон, только кондиционер. Она месяц прожила там. У нее была вода круглые сутки и туалет. И еще для нее специально готовили еду.

Великую певицу охраняли 10 сотрудников ФСБ

Любое перемещение Вишневской было проблемой. За ней приезжал эскорт машин ФСБ. В 10 часов вечера вооруженные офицеры ФСБ, самые обученные (их называют «тяжелыми»), увозили ее с площадки, а утром привозили обратно. В некоторых опасных местах Галину Павловну подменяла дублерша. Когда во время съемок стало известно, что убили Басаева, мы готовились к худшему. Напряжение было большим, все боялись терактов. И военные, и ФСБ еще больше усилили нашу охрану, ограничили передвижения. Мы изменили съемочный график, ушли из города моментально. К сожалению, ситуацию усугубило российское телевидение, которое, несмотря на мои протесты, дважды дало информацию о пребывании Вишневской в Грозном. А это могло привести к непоправимым последствиям. К счастью, нам удалось ее уберечь.

- Галина Павловна известна своим крутым нравом. Конфликтов с ней не было?

- Мы с ней очень близкие люди. Но я чувствую ту внутреннюю границу, которую нельзя переступить. Нельзя ранить человека, нельзя заставлять его делать то, что против его натуры. Этот фильм делался для нее, только ради нее. Для того, чтобы она могла прожить еще одну жизнь. Я писал сценарий специально для нее.

- В чем источник фантастической энергии Вишневской и Ростроповича?

- В характере, в силе воли. Я хорошо понимаю, что такое в ее возрасте так много работать, преподавать пение - каждый день с 11 утра до 5 вечера. У меня маме 82 года и я вижу, в каком она состоянии. А что значит в таком возрасте сниматься в кино?!

На съемках в Чечне было 47 градусов в тени, 54 на солнце. Я кричал, гонял группу, она из молодых людей состояла. А Вишневской и слова не надо было говорить. Хотя я видел, что ей невыносимо тяжело. Но она очень сильная. А это подразумевает огромные усилия над собой, умение поставить себе задачу и потом выполнить ее. Во время съемок Ростроповича положили на тяжелую операцию. Он звонит ей из Парижа, куда его перевезли, просит приехать. Она - ему: «Дорогой мой, я должна дело сделать!» Представьте себе, они 50 лет прожили вместе! И тут Галина Павловна сидит со мной, вся потная, в гриме: «Я должна сделать дело.» А он там чуть не плачет!

- Вопрос, который невозможно не задать человеку, воспевшему Эрмитаж в картине «Русский ковчег». Как вы отнеслись к скандальной истории с кражей экспонатов?

- С очень большой болью и страхом. Если кто-то решит воспользоваться этой ситуацией для расправы над директором Михаилом Борисовичем Пиотровским, это будет большой, невосполнимой ошибкой и глупостью. Это проблема уголовного поведения конкретных людей. И никакого отношения к директору не имеет. Ни один директор ни одного музея мира не застрахован от подобных поступков сотрудников. Я его очень люблю.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Александр Сокуров родился в Сибири в 1951 году. В 1974-м окончил исторический факультет Горьковского университета, а в 1979-м мастерскую документального кино во ВГИКе. Работает и в документальном и в игровом кино. Поставил картины «Одинокий голос человека» «Дни затмения», «Круг второй», «Молох», «Телец» и др. Постоянный участник крупнейших международных фестивалей в Каннах, Берлине, Венеции, Локарно. Картина «Русский ковчег» стала хитом мирового арт-хаусного проката. Лауреат премии Ватикана «Человек III тысячелетия».

Стас ТЫРКИН

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100