Lifestyle, новости культуры

Выставка произведений Рудольфа Френца в Строгановском дворце

14:24:42, 22 августа 2006
Выставка произведений Рудольфа Френца в Строгановском дворце
23 августа в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка известного советского художника Рудольфа Френца (1888-1956). Экспозиция включает более 80 произведений живописи, графики и прикладного искусства из собрания Русского музея.
В середине прошлого века Рудольф Френц получил заслуженное признание как мастер батальной и панорамной живописи, как наследник традиций Ф.А. Рубо, Н.С. Самокиша и М.Б. Грекова. На протяжении всей своей жизни художник обращался к теме сражений и побед русской и советской армии в войнах ХХ столетия. Им были созданы панорамы и диорамы «Взятие Зимнего дворца», «Оборона Петрограда», «Сталинградская битва».
Однако Френц был не только художником-баталистом. Его кисти принадлежат сюжетные картины и пейзажи, акварели и графические работы. Благодаря усилиям частного коллекционера Осипа Семеновича Сметанича сложилось уникальное собрание произведений Френца 1920-х годов. Оно и определило характер наследия художника в крупнейшем художественном музее страны, ибо из 130 произведений живописи и графики, находящихся в коллекции Русского Музея, 118 (из них - 25 картин и 92 рисунка) поступило от вдовы Сметанича в 1935 году. Первая персональная выставка Рудольфа Френца в ГРМ познакомит зрителя с этими произведениями, отражающими яркую и весьма плодотворную страницу творческой биографии художника.
С 1918 по 1925 гг. Френц работал в Декоративном Институте в Петрограде-Ленинграде, где заведовал мастерской агитплаката. Живопись, большая часть графики и предметы агитационного характера, представленные на выставке, относятся именно к этому периоду. С Декоративным институтом Френц прошел все этапы его биографии: со дня основания до закрытия. В 1920-е гг. Френц активно работал в области театрально-декорационного и прикладного искусства, занимался плакатом и оформлением города к праздникам. Произведения художника этого времени тесно взаимосвязаны. Эскизы подносов, шкатулок, тарелок сюжетно и пластически перекликаются со станковыми картинами. Круг тем, используемых Френцем, многообразен: «Крестьянин», «Стадо и пастух», «Бега», «Покупка лошади», «Танец», «Карусель», «Тройка», «Извозчик», «Хоровод», «Деревня», «Водопой». Френц как никто другой преуспел в изображении лошадей, и немало картин «малого жанра» посвящено этим прекрасным животным. Безусловно, сказалась учеба у отца, знаменитого художника-анималиста, а также опыт фронтовых зарисовок.
Известно совсем немного произведений Френца прикладного характера. Специфика Декоративного института была такова, что на выставках работы художников фигурировали анонимно, и только по архивным спискам удавалось установить авторство того или иного экспоната. Так был атрибутирован ряд произведений из собрания Русского музея, например, установлено авторство Френца в создании подносов и плаката «Клятва».
В небольших картинах жанрового характера Френц проявился как художник большого темперамента, яркий и своеобразный стиль которого легко узнаваем. В работах сугубо бытового плана, используя и преломляя традиции народного творчества - лубок, вывеску, расписную игрушку, Френц создал мир радостный, праздничный. Художник оставался реалистом в изображении натуры, но наиважнейшими для него стали цвет и ритм форм. Работа над театральными декорациями, плакатами и подносами помогла сформироваться легкой, кажущейся непринужденной пластической манере, вобравшей в себя лаконизм и сюжетную ясность.
В начале 1920-х годов, в период НЭПа, Френца, как и многих его современников, интересовали приметы новой эпохи, колоритность городских типажей, характерный облик времени, в котором тесно переплелись черты деревни и города, детали старого и нового быта. Темы композиций художника будничны - жизнь улицы, повседневный деревенский труд, отдыхающая молодежь. По-настоящему героями его картин являются не люди, а сами город и деревня. В деревне это огороды, задворки домов, пасущиеся стада коров, щиплющие траву лошади, ярмарка. Город - это каналы, рынки, ломовые дворы. И персонажи картин - это скорее типажи: вчерашние пастухи, в городе ставшие лихачами и извозчиками («Битюг», «Лихач», «Извозчичий двор»).
В работах 1923 и особенно 1924 года - «Невский ночью. Извозчик», «Сельсовет», «Улица Красных Зорь», «Розовый снег (Начало НЭПа)» - появляется стремительность, движение, композиции становятся острее, динамичнее. Френц - настоящий мастер выразительной детали. Практически в каждой картине есть находящийся на периферии изображения фрагмент, останавливающий взгляд зрителя и вызывающий чаще всего улыбку («Сельсовет», «Улица Красных Зорь», «Хоровод»). В подобных композициях много жизненной правды, тонких наблюдений и пластической убедительности.
Предлагаемая выставка отражает только ранний период творчества художника. Тем не менее, то, что Френц создал в 1920-е годы, осталось яркой, неповторимой страницей в его биографии, донесло до нашего времени его оптимизм и ясное мироощущение, непосредственность восприятия жизни. И сегодня его картины, рисунки и подносы радуют глаз и поднимают настроение.

Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».
Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо
Москвы в Петербурге».

источник: Пресс-служба ГРМ

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100