Lifestyle, новости культуры

В Русском музее Саврасов!

10:50:13, 20 сентября 2006
В Русском музее Саврасов!
21 сентября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка «Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)». На экспозиции представлено более 90 произведений живописи и графики из собрания Русского музея и Государственной Третьяковской галереи.
В истории русского искусства второй половины XIX столетия А.К. Саврасову принадлежит одно из самых почетных мест. Творчество этого художника сыграло первостепенную роль в становлении и расцвете русского реалистического пейзажа. Он был основоположником лирического направления в пейзажном жанре, человеком исключительного поэтического дарования и душевной чуткости. Именно ему принадлежит важнейшее для отечественной пейзажной живописи открытие, заключающееся в непосредственной связи чувств и переживаний человека с миром природы, связи, которая становилась основой эмоционального содержания произведений.
А.К. Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье купца. В ранней юности у него обнаруживаются способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспособить сына к коммерческим делам", Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния, которое оканчивает в 1850 году и получает звание неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля при луне" и "Камень у маленького ручья".
Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. В его юношеских произведениях - "Вид Москвы с Воробьевых гор" (1848), "Вид Кремля в ненастную погоду" (1851) - сказалось внешнее влияние романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.
Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября) привлекли внимание его картины "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", за которые художнику присваивается звание академика. Обе картины значительно отличались от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы.
Вернувшись в Москву, Саврасов участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики. Особенно дружен был Саврасов с Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных выставок. Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине "Волга под Юрьевцем", а Саврасовым написан пейзаж в картинах Перова "Птицелов" и "Охотники на привале".
Наиболее значительным произведением Саврасова 1860-х годов была картина "Лосиный остров" (1869), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника "поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы". В этой картине художник раскрывает значительность повседневного в природе. "Лосиный остров" относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.
В декабре 1870 года Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. "Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством", - пишет художник П. М. Третьякову. Одна за другой появляются картины "Волга под Юрьевцем" (1871), "Разлив Волги под Ярославлем" (1871) и, наконец, "Грачи прилетели" (1871), экспонировавшаяся на Первой передвижной выставке и восторженно принятая всеми.
"Какая простота! – писал Левитан - Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу". Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. На I-ой выставке Товарищества, членом-учредителем которого стал Саврасов, наряду с «Грачами» экспонировалась и картина «Дорога в лесу», в которой создан романтически возвышенный образ лесного пейзажа. Романтизация образа в еще большей степени присутствует в картине того же года «Закат над болотом», где живописными средствами передано царящее в природе и в душе человека беспокойное ожидание, когда за набегающими рваными облаками гаснет последний блик солнца. Особая роль в эмоциональном звучании образа отводится, как это часто бывает у Саврасова, небу. Художник оставляет человека наедине с природой, как бы приглашая к раздумью и сопереживанию.
Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок. Многие произведения художника, которые появлялись на выставках передвижников, были написаны в Поволжье. Волга вдохновила художника на создание пейзажей, полных светлых чувств, а иногда и щемящей грусти. В ту же весеннюю пору, когда была создана картина «Грачи прилетели», написано и полотно «Разлив Волги под Ярославлем». Главное в нем не противостояние человека и стихии, а неоглядная ширь, захватывающий простор разлившейся реки, торжественно раскинувшейся под голубовато-серым небом. Схожа по настроению картина 1874 года «Оттепель. Ярославль», где так же царит природа - льдины, ширь реки, частично освобожденной ото льда, в зеркале которой отражается розовато-зеленое, переходящее в голубизну закатное небо и виднеющаяся вдали типичная для русского пейзажа церквушка - непременная примета многих картин Саврасова. На картине «Вид на Московский Кремль. Весна» (1875) все просто и непритязательно, но ансамбль Кремля возвышает пейзаж своей красотой. Голубеющее небо, зеленоватая река, в которой отражается все вокруг, придают тонкий лиризм и трепетность созданному образу. Одной из жемчужин в творчестве Саврасова стала «Радуга» (1875). Картина раскрывает трогательную прелесть русской природы. Ненавязчивый рассказ о деревенских буднях соединяется с одухотворенной красотой как будто тающей в небе радуги.
Однако, с годами в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: "Лунная ночь. Болото" (1870), "Закат над болотом" (1871). Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 году) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен "Могилы над Волгой" (1874). В конце 1870-х годов художник тяжело заболевает, в творчестве его заметны черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические произведения: "Просека в сосновом лесу" (1883), "Весенний вечер. Ольха цветет" (1880-е), "Ранняя весна" (1880-1890-е).
Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.
Его ученик И. И. Левитан писал: "Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества".

Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».
Генеральный информационный партнер Русского музея – радиостанция «Эхо
Москвы в Петербурге».

источник: Пресс-служба ГРМ

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100