Lifestyle, новости культуры

II Международный театральный фестиваль "Ученики Мастера": "Отелло"

19:12:03, 16 ноября 2006
II Международный театральный фестиваль "Ученики Мастера": "Отелло"
Антон Коваленко начал с карьеры актера, но понял, что намного интереснее ставить что-то самому. Тогда он поступил в мастерскую Камы Гинкаса. Гинкас имеет репутацию режиссера, смотрящего на человека без сантиментов. Его спектакли - философские притчи, жесткие и даже циничные. Ученик же проявил себя как возвышенный молодой человек. Все выпускники Гинкаса начали в Москве с "новой драмы". Это был педагогический эксперимент мастера, обучавшего студентов на Шекспире и Мольере, а потом предложившего поставить дипломные спектакли по современным пьесам. Коваленко поставил "5-25" Данилы Привалова и "Подземного Бога" Александра Архипова, но поcле вернулся "к истокам" - поставил в Ростове "Веселых жеманниц", в Барнауле - "Отелло". Обычно режиссеры-мужчины упирают на то, что Отелло - воин, за километр пахнущий тестостероном. Коваленко же говорит, что в первую очередь его герой - влюбленный мужчина, ранимый и тонко чувствующий.

Такое понимание героя - скорее женское?

Зачем говорить очевидные вещи о пьесе? Многие режиссеры не видят причин, толкнувших Отелло к катастрофе. Хотя у Шекспира есть места, когда понятно, почему этот воин и сильный человек осознает свою ранимость. Она настигает Отелло, когда он влюбляется в Дездемону. А потом эта ранимость становится причиной его гибели. Потому что, когда ты счастлив и полностью сосредоточен на другом человеке, сложно заметить, что происходит вокруг, что делают твои враги.

Почему вы меняете жанр с трагедии на трагифарс?

От комического до трагического - несколько букв. Мы пытались не забыть об этом орфографическом казусе. И потом, за время существования пьесы произошел сдвиг в сознании - в том, что мы считаем трагедией. Один из актеров, работающих со мной над спектаклем, заметил, что Яго с его коварством - просто мальчик по сравнению с появившимися за четыреста лет "персонажами". Честный Яго стремится навести порядок в системе, грозящей рухнуть из-за влюбленности Отелло. Чтобы отрезвить его, снять с него розовые очки, он подыгрывает ситуации, ставит Отелло перед тем, что происходит, если воля уступает место чувству.

Изменение жанра привело к появлению новых героев?

Да. В пьесе есть персонаж - шут. Он вводит нас в историю мужчины и женщины, говорит, что смысл жизни человека в любви. Роль шута - одна из главных в спектакле. Хотя в пьесе у него два проходных эпизода, именно он транслирует поэтический миф. Яго же - злой шут, и он разрушает этот миф, подвергает его проверке. А мы можем увидеть, что из этого выходит.

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100