Lifestyle, новости культуры

Татьяна Назаренко

19:22:02, 16 ноября 2006
Татьяна Назаренко
На выставке "Время перемен", разделившей конформистов и нонконформистов пограничной полосой, Татьяну Назаренко определили к коммунистам-академикам, певцам трудового народа. Будней великих строек она не пела, а принадлежала к "левому МОСХу", то есть к левому краю разрешенного искусства. Прививала в умеренных количествах к скучному живописному дереву соцреализма росточки сюра, гротеска и примитива.

Искусство Назаренко привлекает зрителя простотой метафоры. Здесь нет слишком тонких материй, хорошо видно, как много художница работала над каждым холстом, и всегда можно одним предложением ответить на вопрос, "что она хотела этим сказать". Изображены, например, интеллигентные люди с одухотворенными лицами, а среди них - ненароком дама в пудреных буклях. Понятно: "герои истории и литературы находятся в живом диалоге с теми, кто чувствует свою сопричастность мировой культуре". Или вот по проволоке над толпой неприятных мужчин в костюмах, качаясь, идет дама в трусах и бюстгальтере. Понимать надо так: "хрупкая душа художника обнажена и беззащитна перед бесцеремонностью и косностью толпы".

Назаренко принадлежит к трудному поколению "семидесятников". Когда привычная система координат "можно-нельзя" распалась, выбранная ими стратегия мягкой фронды и фиги, надежно спрятанной в кармане, дала сбой. Назаренко метнулась к современному искусству. Но поскольку художница воспринимала его в тех же метафорических координатах, получился коктейль из привычных приемов и новых медиа.

В 95-м году появилась композиция из восьмидесяти раскрашенных фанерных бомжей, нищих, проституток, уличных музыкантов, встреченных автором в подземном переходе. Тема была опять обозначена просто и прямо: "хороший человек сочувствует обездоленным". Свои опыты Назаренко стала называть инсталляциями, но по сути это куски ее большеформатной живописи. За маргиналами из "Перехода" последовали проекты временных памятников: фанерный Лужков с лопатой, Алла Пугачева в мини, "девочки" в черных чулках на Тверской. Профессиональная грамотность не дала Назаренко провалиться в область карикатуры, но для современного искусства ее опыты слишком прямолинейны, а для салонного - кустарны. Тем временем Союз художников окончательно пришел в негодность, зато Академия художеств налилась соком.

В 2001 году Назаренко вступила в ряды действительных членов Академии и стала членом ее президиума. Сердитые критики могут считать это творческим банкротством. Но ведь банкротство может принести приличные дивиденды.

Назаренко перешагнула 60-летие в облике 45-летней светской львицы - с тяжелой челкой, плотным макияжем и обилием крупной бижутерии. Этот распространенный в 70-х типаж богемной "королевы", которая отвечает далеко не за каждое слово, соответствует шаткой в этическом плане позиции художницы. Назаренко, демонстрируя духовные и интеллектуальные поиски, сохраняет безопасную дистанцию от всех крайних вопросов - политических или экзистенциальных. Но надежда есть. К эволюции художницы внимательно присматривался Марат Гельман. Если с помощью грамотного куратора ей удастся довести до предела девальвацию старых духоискательcких ценностей, мы откроем нового современного художника.

TimeOut Петербург

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100