Lifestyle, новости культуры

«Топос» стал международным

13:26:17, 27 ноября 2006
«Топос» стал международным
«Топос» стал международным

XXXVI Фестиваль авторской песни «Топос» выходит на финишную прямую. Накануне завершился первый, заочный, этап «Топоса-2006», в котором принимали участие конкурсанты из России, Финляндии, Израиля, Белоруссии и Украины.
В финальный тур, который состоится 3 декабря в Санкт-Петербурге, на сцене Клуба Политехнического Университета, вышли Олег Исаенко (Костомукша), Андрей Королев (Мурманск), Ирина Маулер (Ришон Ле-Цион, Израиль), Леонард Хируг (Хельсинки, Финляндия), Татьяна Воробьева (Коломна), Михаил Капустин (Долгопрудный), Владимир Юринов (Андреаполь) и Андрей Коган (Москва).
Кто из петербургских поющих поэтов составит конкуренцию иногородним коллегам по творческому цеху, станет ясно 1 декабря — по окончании городского конкурсного концерта. Напомним, что прослушивания петербургских авторов начнутся уже в ближайший понедельник — 27 ноября, с 18.00, в Клубе СПбГПУ (Парголовская ул. 13/2а, ст. м. «Лесная»).
Одним из самых ярких событий фестиваля «Топос-2006» обещает стать  традиционный гала-концерт «звезд» «Топоса» и гостей фестиваля, который состоится 2 декабря. В числе участников — лауреаты крупнейших российских конкурсов авторской песни: Михаил Трегер, Ольга Семенова, Вячеслав Ковалев, Владимир Волков-Китаин, Роман Филиппов, Алексей Дзевицкий, Ася Анистратенко, Дарья Зуева, Светлана Ветрова, Мария Кугушева, Александр Балясный, «Дефекты речи», «Розенкранц и Гильденстерн»...
В составе «поющего жюри», возглавляемого з.д.к. РФ Вячеславом Бесценным, — такие мастера, как Татьяна Алешина, Наталья Сарпова, Ольга Макеева, Мария Булат, Дмитрий Коломенский... Именно им предстоит 3 декабря решить, кому же достанется главный приз фестиваля. Напомним, что год назад «Гран-при» «Топоса» (1-е место плюс «Приз зрительских симпатий») был вручен Роману Филиппову из Серпухова.

Кстати. Уже второй год подряд фестиваль «Топос», организуемый Клубом «Четверг» совместно с профкомом студентов СПбГПУ, выигрывает грант Комитета по молодежной политике и взаимодействию с молодежными организациями правительства Санкт-Петербурга.

Ровесник «Грушинки»

«ТОПОС» (задуманный студентами-политехниками как «Сопот наоборот» — антитеза попсовому песенному конкурсу советских времен) — ровесник легендарного Грушинского фестиваля. Оба были созданы в 1968 году. Что интересно, как и Грушинский, «ТОПОС» на несколько лет приостанавливался. С той лишь разницей, что фестиваль имени Валерия Грушина в 1980-м запретили «сверху» (и длилась эта пауза до 1986 года). А «ТОПОС» в 1990-м, после эмиграции идеолога фестиваля Владимира Волкова-Китаина, оказалось просто некому организовывать: пик интереса к жанру прошел, события в стране также не способствовали проведению культурных мероприятий.
Однако уже в 1992-м, усилиями энтузиастов-политехников при поддержке директора клуба СПбГПУ, знаменитого артиста ленинградской эстрады Вячеслава Бесценного (к слову, именно он в 1960-х проложил авторской песне дорогу на «большую» официальную сцену), фестиваль был восстановлен. А вышеозначенные энтузиасты сформировались в хорошо известный сегодня клуб авторской песни «Четверг», объединяющий уйму молодых и талантливых поющих поэтов.
 Если «Грушинка», по определению, — классический «лесной» слет, то «ТОПОС» — фестиваль «чутких высоких залов», — сценический, уютный, почти камерный. Это фестиваль доверительного разговора, намеренно уходящий от туристских трехаккордных штампов, от ориентирования на массовый вкус, от слабых стихов и жанровых банальностей. Фестиваль, рассчитанный на умного слушателя.
Вот цитата из статьи, написанной несколько лет назад одним из организаторов «ТОПОСа», поэтом Дмитрием Коломенским: «"ТОПОС" занимает особую нишу среди иных подобных мероприятий: это фестиваль исключительно авторский (основные номинации: автор музыки и текста, автор текста, автор музыки). Исключив из сферы своих интересов искусство исполнения, фестиваль сосредоточил внимание на качестве текстов песен и оригинальности авторской интонации. Произведения вторичные, подражательные, построенные на использовании расхожих штампов не приветствуются, несмотря на возможный внешний лоск и отточенное исполнительское мастерство. Таким образом, "Топос" старается ориентироваться на те ценности, которые, собственно, и являются главными для авторской песни, в свое время принципиально отмежевавшейся от бездумной легкости песни эстрадной.
Однако времена меняются, и фестиваль не замыкается в рамках классической авторской песни: постоянное участие в конкурсных программах "Топоса" представителей рок-движения не беспокоит организаторов, поскольку предъявляемые требования одинаковы для всех. С нашей точки зрения, талантливый рок-бард с собственным, незаемным творческим почерком много интереснее второсортного деятеля, гоняющего "прибардованную" попсу. Кроме того, организаторы фестиваля большей частью достаточно разносторонне образованы и способны ориентироваться в современных музыкальных направлениях».

«ТОПОС», гремевший в 1970-е по всей стране (сюда почитали за честь приехать многие серьезные барды того времени), может похвастать тем, что на его сцену в качестве конкурсантов выходили такие мастера, как Михаил Трегер, Вячеслав Вахратимов, Алексей Брунов, Альфред Тальковский, Борис Полоскин, Виктор Гагин, Евгений Исакевич, Наталья Сарпова, etc. Причем, для многих из них выход на политеховскую сцену был первым в жизни концертным опытом.
Собственно, и сегодня «Топос» выдерживает свою традиционную линию на открытие новых имен. К таковым, несомненно, стоит отнести Владимира Розенбаума (ныне — одного из самых ярких авторов «русской Америки»), блестящих петербургских поэтов Александра Гинзбурга (до этого лет десять писавшего «в стол») и Асю Анистратенко, восходящую звезду фолк-рока Светлану Климович (группа «Розенкранц и Гильденстерн»), одного из самых заметных представителей «новой волны» казахской поэзии Марата Исенова, и т.д.
Ну а по «географическим показателям» нынешний фестиваль давно уже обогнал себя же тридцатилетней давности. Достаточно взглянуть на перечень лауреатов последних лет: Серпухов, Иркутск, Новосибирск, Нижний Новгород, Норильск, Великий Новгород, Самара, Ижевск, Алма-Ата, Петрозаводск, Мурманск... Не исключено, что в нынешнем году этот список вновь пополнится...
К слову, уже второй год подряд фестиваль «Топос», организуемый Клубом «Четверг» совместно с профкомом студентов СПбГПУ, выигрывает грант Комитета по молодежной политике и взаимодействию с молодежными организациями правительства Санкт-Петербурга. Тоже, кстати, показатель.

Расписание фестиваля:
27, 28 и 29 ноября с 18.00 — прослушивания в Клубе СПбГПУ.

1 декабря в 18.00 — отборочный тур для авторов из Санкт-Петербурга
2 декабря в 16.00 — гала-концерт лауреатов последних лет и гостей фестиваля
3 декабря в 16.00 — финальный концерт и награждение лауреатов

Официальный сайт фестиваля: http://www.vseved.narod.ru


 

 

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100