Lifestyle, новости культуры

Выставка произведений известного ленинградского скульптора Марии Харламовой.

13:15:09, 22 марта 2007
Выставка произведений известного ленинградского скульптора Марии Харламовой.

Мария Харламова
Из цикла «Юбилеи»

22 марта в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка произведений известного ленинградского скульптора Марии Харламовой, организованная к юбилею мастера. Экспозиция включает 17 скульптурных  и 8 графических работ.
Мария Матвеевна Харламова  родилась в Петрограде в 1917 году в семье известного скульптора Матвея Яковлевича Харламова (1810 - 1930). В 1937 - 1946 годах училась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в мастерской знаменитого скульптора и педагога А. Т. Матвеева. В то время, когда в скульптуре преобладал стиль академического или салонного толка, Матвеев учил будущих скульпторов мыслить творчески, соотносить свои образы с вечными, непреходящими категориями, на которых основана классика. На защите дипломной работы Харламовой «Ленинградка» (1946) Матвеев отметил своеобразие молодого скульптора: «Она стремится добиться  непосредственности строгой логической системой». Это качество было одним из главных для  приверженцев матвеевской школы.
Уже в начале творческого пути  Харламовой проявилось её призвание портретиста. На протяжении творческой жизни стиль скульптора претерпевал изменения. Портреты 1950 – 1960-х годов отличает реалистический подход, живое впечатление от  модели и её неповторимости («Портрет скульптора М. А. Вайнмана» (1946); «Портрет скульптора Е. А. Гендельмана» (1953); «Портрет архитектора С. Г. Майофиса» (1958); портретная фигура матери (1960). В дальнейшем, авторское наблюдение модели начинает облекаться в монументальную, обобщенную форму. Портретные образы Харламовой значительны, философски осмыслены. С точки зрения нравственных категорий - это размышление о человеке, его назначении, достоинстве, с точки зрения скульптуры - это пример строгой, лаконичной пластики («Портрет скульптора М. Р. Габе» (1969); «Мотив» (1977); «Портрет искусствоведа Т. П. Лоханской» (1977); «Автопортрет» (1985-1986)).
На выставке представлены небольшие скульптурные этюды обнаженной модели. В руках Харламовой они становятся законченными художественными произведениями, готовыми превратиться в статуи.
Мастерство скульптора проявляется также в свободном владении материалом. Так, в «Обнаженной» (1972) автор намеренно сохраняет цельность мощного деревянного бруса. И это природное качество материала помогло создать характер героини, ее устремленность и собранность.
Харламова - автор множества произведений декоративного характера, выполненных для парков Петербурга и других городов: «Юность» (1969), «Гимнаст» (1975). Среди них особое место занимает рельеф-стела «Ополченцы» (1959) для мемориального скульптурного ансамбля Пискаревского кладбища (совместно с М. А. Вайнманом), где понятие героизма не подменяется внешним выражением пафоса, эффектной театральной позой, гигантским размером, а решается средствами скульптуры.
Произведения Харламовой находятся во многих музеях страны. Небольшая выставка из коллекции современной скульптуры Русского музея представляет широкий диапазон творческих устремлений автора.

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100