Lifestyle, новости культуры

Наследство гения

14:37:03, 03 мая 2007
Наследство гения

Атмосфера там меньше всего напоминает музейную. Всюду следы кипучей жизни, ничего общего не имеющей с творческим процессом. До недавнего времени в этих стенах обитали наследники скульптора. Последний постоялец съехал месяц назад.

Как символ упадка и разрухи документ за разбитым стеклом, криво висящий на стене в гостиной. Это благодарственное письмо Аникушину, подписанное известными деятелями культуры и искусства по случаю 200-летия Пушкина. Интерьерный камин рухнул. Судя по всему, его слишком часто использовали по прямому назначению. Иначе и быть не могло: в доме срезаны батареи. Об их давнем отсутствии напоминают следы на стенах, холод и сырость.

В рабочем кабинете, где рождались идеи скульптурных портретов и монументальных композиций, «вековая» пыль на полках с книгами, отсыревшая одежда в шкафу, разбросанные папки с рабочими материалами. На каждом шагу мусор, отслужившие свое детские вещи, игрушки... Отдыхали в этой комнате не только детишки, рядом с рабочим столом потемневший от времени мангал. Чья-то заботливая рука приткнула в узком проходе надгробную плиту с могилы Аникушина.

Больше всего невзгод выпало на долю скульптуры в мастерской. Здесь нет отливок в вечном материале, только гипс. Хрупкий материал плохо переносит сырость, перепады температуры и небрежное обращение. На многих статуях следы увечий. Сидящий Пушкин лишился рук, тот, что застыл в полный рост, остался без головы... Не лишенные художественных наклонностей детишки обстреляли разно-
цветными красками скульптуру и стены. Следы детских забав соседствуют со следами взрослых увлечений. Масляные пятна на полу напоминают о том, что просторное помещение использовалось как гараж.

С забытого на полу снимка смотрит знакомое лицо. Аникушин сидит на пороге дома, который сегодня выглядит так, словно пережил бомбежку.

В мастерскую в Вяземском переулке он въехал, когда работал над памятником Ленину. Для восьмиметровой статуи вождя, ныне стоящей на Московском проспекте, понадобилось особое помещение. Собрались было приспособить старую оранжерею, но это оказалось сложнее, чем выстроить новое здание. В проектировании дома, с которым связана вся его последующая жизнь, Аникушин принимал активное участие. Двухэтажное здание было оснащено технически, удобно для работы и отдыха. В просторной двухсотметровой мастерской высота потолков достигает 12 метров. Скульптура в натуральную величину скользила вокруг оси на поворотном круге и двигалась по рельсам, проложенным на полу. Специальное устройство поднимало на нужную высоту автора. Словом, этот дом – образец особой архитектуры, Мастерская скульптора.

Идея открыть здесь музей возникла сразу после смерти Аникушина и озвучивалась не раз. Вдова и коллега скульптора Мария Литовченко, сохранившая пожизненное право пользоваться мастерской, намеревалась передать Музею городской скульптуры часть наследия мужа. К сожалению, до оформления отношений дело не дошло. В 2004 году, когда не стало Марии Тимофеевны, город принял решение отдать дом в Вяземском переулке Музею городской скульптуры. Юридическое обоснование этот факт обрел лишь в начале нынешнего года.

Музей врезал замки, укрепил двери, установил круглосуточный милицейский пост. Участь вещей, имеющих отношение к Аникушину, должны определить его наследники. Если потомки скульптора наконец договорятся между собой о том, что именно они готовы передать музею, комиссия определит ценность, значимость и дальнейшую судьбу этих вещей. Затем придется решить множество технических проблем – ремонт крыши, фасадов, благоустройство территории...

Неизбежно возникает вопрос о том, каким будет филиал Музея городской скульптуры и что он даст городу. Никто не спорит, музеев должно быть много, и самых разных. Были бы достойные экспонаты и умение их ярко представить. Музей, даже мемориальный, – не надгробный камень на могиле покинувшего этот мир гения. Это живой организм, который должен быть интересен людям.

У произведений Аникушина завидная судьба. Они навечно вошли в галерею лучших памятников Петербурга. В фондах Музея городской скульптуры хранятся произведения скульптора, переданные им собственноручно, и архивные материалы, связанные с его творчеством. Разумеется, в мастерской будет мемориальный раздел.

Но дом в Вяземском переулке не превратится в мемориал одного из лучших скульпторов второй половины ХХ века. Он должен стать центром современной скульптуры, местом для показа и обсуждения новых замыслов и проектов ХХI столетия. Это разумное решение. Для нашего города монументальная пластика, как и архитектура, – зона особого напряжения.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100