Lifestyle, новости культуры

Для Бортко в Петербурге у старушек скупали меха

18:02:38, 03 мая 2007
Для Бортко в Петербурге у старушек скупали меха

Богдан Ступка: - Главное, чтобы костюмчик сидел!Фото: Ханов Тимур

В Питере шьют 800 костюмов для фильма о Тарасе Бульбе

Блокбастер Владимира Бортко с рабочим названием «Запорожская Сечь» оказался масштабным проектом. Над реквизитом и костюмами для картины трудятся десятки фирм по всей стране!

- По мелочам мы не работаем, - улыбается директор ателье «Балтийский орден» Сергей Ольшевский. - Наши мастера одевают полки, эскадроны и города!

К крупным заказам питерским портным не привыкать. На их счету не один десяток кинокартин. Так, для исторического фильма «Бедный, бедный Павел» мастера изготовили более 160 костюмов, а для картины «ДАУ» (про академика Ландау), съемки которой сейчас продолжаются, для массовки пошили 100 шинелей образца 1943 года).

Но случай с «Запорожской Сечью» - особый. Бортко еще в прошлом году заказал фирме сразу 800 нарядов.

В мастерских ателье в спешном порядке дошивают полосатые халаты для актеров, играющих татар. Первую партию в 500 кафтанов и рубашек уже завершили, вторая - на подходе. Бортко работа питерских мастеров понравилась.

- Мы редко слышим отзывы о результатах своего труда, - замечает Сергей Ольшевский. - Действует старое правило: если претензий нет, значит, все сделано хорошо.

Чтобы персонажи кинокартины выглядели достоверно, костюмерам пришлось порыться в архивах и музейных запасниках. Художники снимали фасоны нарядов с экспонатов в музеях и переносили их на бумагу.

- Люди в те времена не шибко гнались за модой, - улыбается художник по костюмам Виктория Смирнова. - Народ много воевал, передвигался на лошадях, поэтому одежда была мешковатой и свободной со специальными разрезами, чтобы было удобно сидеть в седле. Линия кроя тоже была иной. Это сейчас модельеры стремятся подчеркнуть контуры тела, его стройность, а в те века главным требованием было удобство. И долговечность.

Долговечность была даже не требованием, а жизненной необходимостью - казаки просто не могли себе позволить часто обновлять гардероб. Например, стрельцам государство выдавало всего один кафтан на год, а в сапогах вообще предписывалось ходить 2-3 года.

Но самое сложное - преобразовать эскизный рисунок в реальную вещь. Для этого костюмеры используют специальный каталог с образцами тканей.

- Фактура тканей тех лет была очень грубой, - объясняет Виктория. - Перед нами стояла задача показать эту особенность. Поэтому мы использовали сукно и суровье (ткань, напоминающая мешковину).

Одежка, которая получается в результате, выглядит впечатляюще. Но уж больно тяжелая.

Костюмы утяжеляют многочисленные перевязи, которые так любили казаки, меховые воротники.

- В этой картине использовано много натурального меха, - рассказывает художник. - Почему натурального? Искусственный мех в кино использовать нельзя, фальшивку распознают даже с экрана. К тому же герои не могут носить новые вещи - все должно выглядеть слегка поношенным. Поэтому меха мы покупаем у бабушек и в секонд-хендах.

В кино новую одежду недолюбливают. Перед съемками чистые, отглаженные вещи пачкают, рвут и затирают мазутом. Все это для того, чтобы костюм казался поношенным.

А еще в мастерских «Ленфильма» к наряду добавляют шапки, пояса, подбирают оружие.

Женских персонажей в фильме не так уж много, поэтому наряды для слабой половины героев костюмеры не шьют, а находят в гардеробах киностудии.

О ГЛАВНОМ

На пошив одежды для самого Тараса Бульбы (его играет Богдан Ступка) мастера ателье потратили очень много времени. Ведь в отличие от массовки, которой достаточно одного комплекта одежки, главному герою фильма требуется сразу десяток костюмов.

- Ну не может же Тарас Бульба на экране вечно в кафтане щеголять, - объяснила портниха Лариса Риньяк. - Мы сшили для Богдана Ступки около десятка разных нарядов.

Для того, чтобы костюмчик сидел, в Питер привезли мерки, снятые с украинского актера. Для зимних сцен пошили пару меховых жилетов, тулупчик из овчины и нижние рубахи из суровья. Для летних - множество атласных шаровар и кафтанов с золоченой вышивкой.

- В одежде атаманов уровня Тараса Бульбы обязательно был мех, - продолжает Риньяк. - Он был показателем достатка и высокого положения. У Бульбы будет шикарная шуба из волка и енотовидной собаки.

А чтобы сэкономить, в ателье прибегли к старому киношному трюку. Вместо настоящей шубы сделали ее имитацию - пустили меховую оторочку по воротнику и полам кафтана. На экране все выглядит реально, такую «обманку» простой зритель не раскусит.
КОНКРЕТНО

У кого какой костюмчик

Стрельцы. Носили красные и черные кафтаны, разукрашенные тесьмой и пуговицами. Евреи. В одежде преобладали мрачные, черные тона без всякой отделки. Выделялись женщины: они носили много подъюбников, на голове - обязательный чепчик. Бурса. Студенческая молодежь облачалась в скромные серые кафтанчики и черные штаны. Шляхта. У нее были самые роскошные наряды: кафтаны, расшитые мехами, расписные вензеля на одежде и длинные рукава почти до земли. В те времена считалось: чем длиннее рукава, тем человек богаче. Татары. Одевались в полосатые халаты и тюбетейки. Атаманы. Носили те же кафтаны, что и стрельцы, но поверх надевалась толстая защита из буйволиной кожи. ТОЛЬКО ЦИФРЫ
5-6 часов уходит на изготовление одного наряда, 200-500 долларов - стоимость костюмов для главных героев.

Скромен (все же не купец) слуга отечества - стрелец. Шляхтичи прежде любили роскошные одежды. Весь в мехах (а как иначе) тот, кто был тогда богаче.

Комсомольская Правда - СПб

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100