Lifestyle, новости культуры

Снимите шляпу... с объектива

01:12:07, 05 июня 2007
Снимите шляпу... с объектива

В вечер нашего посещения у преподавателя здешней фотостудии «Силуэт» Германа Павлова было занятие с группой первого года обучения. Студия находится на последнем этаже отдела техники, больше похожем на чердак. Она вся завалена фотографической утварью. На окнах – темные занавески, на стенах – голубые, коричневые, черные полотна ткани. Там и тут белые экраны разных размеров, прожекторы. Но больше всего «натюрмортного фонда» для съемок. Есть постамент для бюста, высокий стул без спинки. На кубиках поставлена композиция: художественно покореженный чайник, старинный утюг, лейка, глиняный горшок, миска и большой деревянный пестик. Почти весь угол занимает деревянный агрегат – павильонная фотокамера «Варшава», изготовленная в 20-е годы прошлого века. Говорят, ею можно работать и сегодня, но она здесь в роли экспоната.

Герман Павлов рассказывает: «Кнопки затвора на таких камерах не было, и, чтобы сделать снимок, фотограф закрывал объектив крышкой или просто шляпой, а потом говорил: «Внимание! Снимаю!» – и буквально снимал шляпу с объектива! Уже давно никто ничего не «снимает», а вот слово прижилось».

Один за другим сюда подтянулись студийцы. Ребята расселись полукругом. Герман поставил в середину низкий столик и начал раскладывать на нем фотографии. Обсуждали ошибки и достижения предыдущих съемок.

В руках у ребят – старые «Зениты».

«Мне вообще-то все равно, чем снимает человек, «крутым» цифровым фотоаппаратом или скромной пленочной «зеркалкой», – говорит Павлов. – Мы бьемся за творчество, за красивую картинку, за хорошую «фотку», за самовыражение! Но вот что занятно: в последнее время наблюдаю всплеск интереса именно к «ручной» фотографии. И появление изображения на бумаге в темной комнате даже я до сих пор воспринимаю как чудо, которое продолжает волновать и радовать. Мне кажется, что человек, поработав с пленкой, становится более ответственным при организации кадра, более точным, что ли. Ведь тут исправить в «фотошопе» ничего нельзя».

Похоже, работать с пленкой подросткам гораздо интереснее. Они почти бегут наперегонки в темные кабинки – заправлять пленку в кассеты.

Десятиклассница Катя Тулгара вернулась «на свет» одной из первых. Она вдумчиво вертела свою «зеркалку» в поиске хорошего кадра. Эта девушка собирается поступать на операторский факультет вуза. А там самое сложное испытание – творческий конкурс.

«Здесь нас учат выстраивать кадр, а это что в кинематографе, что в фотографии – одно и то же», – говорит Катя.

А вот ее подруга Маша Коваленко намерена поступать в Академию госслужбы или в Университет МВД. Но понимает, что и серьезному чиновнику нужна «отдушина».

В студии изучают выразительные средства фотографии. Ребят знакомят с особенностями зрительного восприятия, жанрами и т. п. Учат видеть. Например, что в винной бутылке главное... не содержимое, а красивая форма.

«Некоторые говорят, что у меня слишком много бутылок из-под горячительного, – смеется Герман. – Но для нас это формообразующая вещь, элемент композиции».

Свою программу «Основы художественной фотографии» Герман Павлов оттачивал полтора десятка лет. А всего во дворце он работает уже 28 лет. Пришел сюда после школы мальчишкой, чтобы поработать годик перед поступлением в вуз. Учился в Пединституте им. Герцена, закончил его и остался во Дворце пионеров, как тогда назывался ДТЮ. Тут он нашел свое призвание.

Даже теща его (вечный оппонент и тоже преподаватель) признавала: Герман – учитель от бога. Ребята слушают его, раскрыв рот. Смеются над его шутками. Видно, что для подростков он свой.

«Я их всех люблю, но «привязывать» к себе не намерен. Ученика надо постепенно «отпускать». Мне важно, чтобы человек в итоге мог обходиться без моей помощи», – говорит он.

Это правило Герман распространяет и на собственных детей. Например, каждый год они с женой и детьми – Полиной и Никитой – выезжают с палатками «на юг». У «мелких» (одной – семь, другому – девять лет) – собственные рюкзаки и четкие обязанности: сбор кизила для компота, поиск дров, мытье посуды и т. п. Воспитанные таким образом детишки то и дело удивляют школьных учителей своей находчивостью.

Кроме того, Герман придерживается и еще одного принципа в воспитании: «Проси делать ученика только то, что можешь сделать сам...».

Расстаться с таким преподавателем непросто. Но учеников старше восемнадцати приходится «выпроваживать на пенсию». В уставе так написано.

«Вот Юлия Гурьева, толковая девчонка, – уже первокурсница, экономист, – говорит Герман грустно. – Представляете, она даже не успеет показать серьезных результатов за один короткий год. Ведь это как музыка или танец... Проблема в том, что после окончания студии продолжить ученикам свое обучение негде.

В петербургских вузах есть факультеты журналистики и операторского мастерства. А художественной фотографии если учат, то плохо. Самые упорные из ребят становятся корреспондентами, а искусство делают своим хобби. Их имена преподаватель не забывает: Анна Майсюк, Саша Таран, Инфантьев Никита и многие другие.

Кстати, мы рады, что есть фотостудия «Силуэт», где ребята сами проявляют пленки и печатают черно-белые фотографии. Именно им мы подарили коробки фотобумаги, которые оказались теперь не нужны фотокорам редакции. Мы, журналисты, ведь тоже изменили черно-белому искусству «светописи» с удобной и быстрой «цифрой».

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100