Lifestyle, новости культуры

Прима-assoluta

21:32:07, 20 августа 2007
Прима-assoluta

Удивительно поэтичные строки вышли из-под пера преданного поклонника балерины академика Дмитрия Лихачева: «Когда в 1930-е годы я ходил в театр на дешевые места, то и вообразить не мог, что буду когда-нибудь лично знаком с Наталией Михайловной, потому что она казалась не реальным человеком, а каким-то явлением. Нельзя познакомиться с грозой, нельзя познакомиться с восходом солнца... Наталия Михайловна – легендарная фигура. Она продолжала быть легендой, даже когда я увидел ее в жизни».

Дудинская царила на сцене Кировского (Мариинского) театра более 30 лет. Рядом с ней выступали многие блестящие танцовщицы, но в искусстве вращений и в больших прыжках балерина не знала себе равных.

Публика ее обожала. В свою очередь артистка платила такой же любовью зрителям. Не было случая, чтобы она закапризничала, отменила спектакль. Даже в разгар войны она стремилась в блокадный Ленинград. В историю нашего города вошли два концерта в Филармонии, на которые в сопровождении истребителей прилетели Наталия Дудинская, Фея Балабина и Константин Сергеев.

У Дудинской не было неудачных ролей. Причина, вероятно, крылась в виртуозной, доведенной до немыслимого совершенства технике и в высоком профессионализме. Для артистки не было мелочей, каждое движение она отрабатывала во всех деталях, добиваясь гармонии и чистоты.

Невысокая Дудинская на сцене таковой не казалась. Ее мощный, заполняющий все пространство сцены танец, высокие прыжки, динамический напор делали героинь балерины не только значительными, по-настоящему главными фигурами спектакля, но и зрительно прибавляли ей роста.

Дудинская была азартна. Наверное, каждому артисту знакомо чувство тревоги перед сложной вариацией: вдруг сорвется. Для Дудинской же такие моменты были самыми желанными. Она с упоением отдавалась стихии танца. Не случайно аплодисменты в ее честь звучали не только на спектаклях, но и на репетициях. А сорвать аплодисменты коллег – это дорогого стоит, особенно если учесть закулисные интриги, обычное для театра соперничество. Но мастерство Дудинской было так велико, что восхищало даже ее недругов.

Не в каждом одаренном артисте заложен талант учителя. Дудинская добилась славы на педагогической стезе. В 1952 году Агриппина Яковлевна Ваганова поручила ей свой балеринский класс в Кировском театре, который Дудинская вела двадцать лет. Здесь занимались Ольга Моисеева, Нинель Кургапкина, Алла Осипенко, Габриэла Комлева, Ирина Колпакова, Наталья Макарова, Алла Сизова, Эмма Минченок и другие знаменитости. То были зрелые мастера, а в 1963 году Дудинская пришла к детям – в Ленинградское хореографическое училище, ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой.

Питомицы Дудинской танцуют по всему миру, но большинство хранит верность сцене Мариинского театра. Ученицы Дудинской очень непохожи друг на друга. Маргарита Куллик, Ирина Желонкина, Вероника Иванова стали известными солистками классического танца, Галина Рахманова и Полина Рассадина – характерного. А фантастическая карьера и слава Ульяны Лопаткиной – главная победа Дудинской-педагога. Конечно, не все добились звездных высот, уделом некоторых остался кордебалет. Но как бы ни сложились судьбы, их отличает общая черта – истовое служение танцу. Это качество, присущее самой Дудинской, она сумела передать каждой девочке, прошедшей ее строгую выучку.

Среди горожан, имеющих звание почетного гражданина Санкт-Петербурга, Дудинская занимала особое место. Родной сцене Кировского театра артистка не изменяла никогда, она была истинно петербургской балериной. Такой была не только ее исполнительская манера, но и стиль жизни. Такой она запомнилась и вошла в историю отечественного балета.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100