Lifestyle, новости культуры

«Весь Някрошюс» и мы с ним

20:02:07, 27 августа 2007

Театралам стоит освобождать вечера с 19 по 28 октября и прямо сейчас озаботиться билетами. Поскольку зал в театре «Балтийский дом» всего на 850 мест, все желающие могут просто не попасть. В один из прошлых приездов Някрошюса и его театра-студии Meno Fortas, как вспоминают заслуженные театроведы, студенты брали штурмом здание и сломали входные двери. Что-то в этом есть глубоко естественное, ведь Meno Fortas – «Форт искусств»...

«Заслуженные театроведы» тут кстати еще и потому, что Някрошюс и вообще литовские театральные коллективы – непременные участники фестиваля «Балтийский дом» и всех его многочисленных международных проектов начиная с 1990 года – это уже стаж. Специалисты смотрят, оценивают – и несут славу в массы.

Как говорит генконсул Литвы в Петербурге Эйтвидас Баярунас, когда он представляется людям, они сразу выпаливают: «Чюрленис, Банионис, Сабонис... ну еще Паланга» – и этой классикой эрудиция исчерпывается. Но только не в сфере драматического искусства. Ибо интеллигентный театральный Петербург отлично знает имена Ионаса Вайткуса, Оскараса Коршуноваса, Станисловаса Рубиноваса, Римаса Туминаса... – все они известнейшие постановщики. Не говоря уж об Эймунтасе Някрошюсе.

И в Первопрестольной у них авторитет (чему «Балтийский дом», несомненно, способствовал). Дело дошло до того, что Туминаса призвали возглавить труппу Вахтанговского театра, а это одна из священных коров русской сцены. Что конкретно в менталитете небольшого численно литовского народа так совпало в XX веке с искусством лицедейства – пусть разбираются театроведы с этнографами, пригласив также исследователей психологии творчества. Нам важно другое – получить новую порцию художественных впечатлений, нырнув в ретроспективу Някрошюса. Погрузившись в его мир.

Три момента принципиальны. Первый – это будет мир подлинный, поскольку автор, слава богу, в здравии и проследит за тем, чтобы его «дети»-спектакли были похожи на себя самое. Имеются в виду постановки Някрошюса в «Мено Фортас», созданном в 1998 году: «Гамлет», «Времена года Донелайтиса» (обе части – «Радости весны» и «Благо осени»), «Песнь песней», «Макбет», «Отелло», «Фауст»; все они пойдут на большой сцене «Балтийского дома».

Второй момент – это мир почти без исключения целый, поскольку то, что было маэстро поставлено еще в Молодежном театре Вильнюса – «Квадрат», «Пиросмани, Пиросмани», «Иванов», «Три сестры», «Маленькие трагедии», «Нос», – покажут в видеозаписях. (Спасибо, в частности, и литовскому телевидению – его пример поучителен, но, увы, пока недостижим для петербургских телекомпаний.)

Наконец, третье и главное – это мир подлинно авторский. А значит – мощный, резко индивидуальный и потому спорный. Тем и интересен.

Кстати, проект называется «Весь Някрошюс» и приурочен к 55-летию маэстро в ноябре.

Как относится господин Някрошюс к акции? Таким был первый и самый закономерный вопрос на пресс-конференции, которая состоялась именно что в стенах театра «Мено Фортас» в Вильнюсе, где «Балтийский дом» организовал предварительную пресс-конференцию для местных и петербургских журналистов.

Так вот, сам Някрошюс, что неудивительно, едва ли не стеснен подобным вниманием к его персоне. Безусловно, он знает себе цену. Но столь же очевидно: Някрошюсу «по жизни» интересна только непосредственно творческая работа. А все остальное, что вокруг, – суета. В которой приходится участвовать: такова роль признанного гения. «Ощущение, что я уже умер, – говорил маэстро на пресс-конференции, – а хочется еще пожить и что-то поставить...»

Театральный творец (он же не, допустим, писатель-отшельник) и театральная структура не живут друг без друга, их симбиоз естествен. Но спешу обратить внимание почтеннейшей публики, уже собравшейся в кассу за билетами, что подобные фестивали – планово убыточные мероприятия.

Как рассказал директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб, билеты стоят по-разному, но в основном – недешево. «Искусство должно ценить самое себя». А также – все деньги, что будут выручены за билеты, покроют лишь расходы на рекламу фестиваля. Это примерно двадцать процентов общего бюджета акции. Такова нынче экономическая реальность.

Вот и получается: чтобы искусство гениев было хоть как-то доступно нам с вами, требуется поддержка целых государств – России и Литвы в данном случае. И благородное участие спонсоров.

Как поддерживает наше государство своих творцов? – вопрос не этих заметок. А вот министр культуры Литвы Йонас Ючас рассказал, как действует их четырнадцатое правительство. Оно работает по программам, и сейчас, например, определяет комплекс мер, которые снизят расходы творческих коллективов на аренду зрительных залов. А то и целиком эти расходы компенсируют – в случае выступления труппы не в Вильнюсе или крупных городах страны, а в провинции. Театр-студия «Мено Фортас» – частная антреприза, своей большой сцены у него нет; такая помощь будет очень кстати.

Но еще более интересна программа, призванная привлечь среднего налогоплательщика к высокому искусству. Ибо налогоплательщик содержит его, как и полицию, и государственную медицину, и тюрьму, и прочие госинституты. Содержит – а не пользуется. И в демократическом государстве может заявить протест против таких трат. Или потребовать их сокращения.

Чтобы этого не случилось даже теоретически, надо людей образовывать и высокое искусство рекламировать, считает господин министр. Невозможно не согласиться с таким государственным подходом. Плоды его, безусловно, будут сравнительно скоры и абсолютно великолепны: культурный уровень народа, он же электорат, повысится. Что хорошо и для искусства, и для демократии.

А у нас пока, увы, идет обратный процесс. Театры и музеи – им велено зарабатывать – вынуждены сами, выразимся аккуратно, адаптироваться под вкусы масс. Не говоря уж об эстраде и телевидении. У кого как получается завлекать публику, конечно, но запас прочности в среднем невелик. Недальновидность государства или, наоборот, выраженная вот так политическая воля? В принципе не суть важно, ибо результат одинаково плох.

Тем более следует приветствовать высокие культурные инициативы во всех ипостасях прекрасного – государственные, общественные и частные. Такие, как, например, показ спектаклей «Весь Някрошюс».

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100