Lifestyle, новости культуры

Итальянский дом Эрмитажа

19:07:06, 12 ноября 2007

На полпути из Флоренции в Венецию

За день до торжественной церемонии в Ферраре похолодало, а в ночь накануне хлынул дождь. Организаторы дрогнули. Ритуал был рассчитан на внутренний двор самого популярного места в городе – замка герцогов д,Эсте.

К счастью, в назначенный час, когда в сопровождении гвардейцев появились президент Италии Джорджо Наполитано и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, над Феррарой ярко светило солнце. Звучала итальянская речь, в которой повторялись слова, привычные нашему уху, – Эрмитаж, Петербург, Пушкин, Растрелли и еще одно, не нуждавшееся в переводе, – грандиозно.

За право «прописать» на своей земле знаменитый российский музей боролась не только Феррара, в соревновании принимали участие Венеция, Турин, Верона и Мантуя. В последнее время в Италии заметен рост культурной активности малых городов. Правда, трудно сказать, можно ли делить города на большие и малые в стране, где сосредоточена значительная часть культурного наследия человечества. Интересное событие в любом из них способно привлечь посетителей втрое больше, чем количество постоянных жителей в регионе.

Феррара в борьбе за Эрмитаж значительно опередила соперников по очкам. Не последнюю роль сыграло географическое положение города. Он расположен на полпути из Флоренции в Венецию, неподалеку от Болоньи, близко к Парме. В Ферраре проходят ежегодные международные реставрационные выставки. Но самое главное, провинция проявила большую заинтересованность в сотрудничестве с российским музеем, обеспечив для этого сотрудничества надежные гарантии.

У этой заинтересованности есть причины. О них читателям нашей газеты рассказал президент провинции Феррара Джорджо Далл,Аква.

– С самого начала мы знали, что обладаем возможностями, которые устроят Эрмитаж. Для нашего города сотрудничество с Эрмитажем – возможность получить международные связи, на которые мы не надеялись. Уже сейчас ясно, что отношения музея с Италией не ограничатся Феррарой. Для нас это почетно и выгодно.

Мы прониклись этим проектом. Имя Эрмитаж ассоциируется с Петербургом, поэтому музей получил в Ферраре все самое лучшее. Центр будет иметь представительство в замке герцогов д,Эсте. Для жизни и работы научным сотрудникам музея обеспечены комфортные условия в палаццо Джиньоле.

Финансируют проект банки, администрация провинции и города обеспечивает гарантии. Договор подписан на пять лет, не сомневаюсь, что он будет продлеваться.

Велосипед в эпоху ренессанса

Происхождение и история Феррары окутаны тайнами, интригами, войнами. В документах город упоминается с 753 года. В его истории были века, когда он переходил из рук в руки, периоды феодальной зависимости и самостоятельности.

Феррара – родина Савонаролы. В центре города стоит статуя знаменитого монаха. Микеланджело Антониони часто делал родной город местом действия своих фильмов. Режиссер похоронен на местном кладбище.

С первого взгляда Феррара поражает обилием света, солнца и удивительной сохранностью старинной архитектуры. Ее исторический центр объявлен ЮНЕСКО достоянием человечества как пример застройки эпохи ренессанса.

Отзвук глубины веков проступает на лице города днем и особенно ночью в лучах мягкой деликатной подсветки. Главная достопримечательность Феррары – замок герцогов д,Эсте. Монументальное сооружение, построенное архитектором Бартолино из Наварры в 1385 году, живописно и величественно. Замок окружен глубоким рвом с водой, на поверхности которой бьют фонтаны, а в глубине плавают рыбы. Когда-то неприступное фамильное гнездо семьи Эсте теперь открыто для посетителей. В нем удобно разместились административные помещения, выставочные залы, а теперь и представительство Эрмитажа.

Всего в нескольких минутах ходьбы от замка на оживленной площади уже девять столетий высится Кафедральный собор. Все исторические эпохи, пережитые городом, оставили след на его внешнем облике.

Блуждая по живописным, мощенным булыжником улицам, можно выйти к Алмазному дворцу – еще одной резиденции семейства Эсте. Фасады здания облицованы мрамором. По легенде, в одном из камней спрятан бриллиант. Теперь во дворце Национальная картинная галерея, коллекция которой представляет исключительную художественную ценность. Сейчас в галерее открыта выставка живописи XV века. Посмотреть ее приезжают люди из разных городов Италии. В выходные дни на оживленных улицах Феррары становится еще многолюднее.

Мало кто из приезжих минует палаццо Скифонойа. Этот дворец знаменит уникальными фресками. Ничего подобного нигде не увидишь. Лучшие художники XV столетия расписывали залы дворца сюжетами, рассказывающими о жизни при дворе герцогов, и изображениями месяцев года со знаками Зодиака.

Местные жители по старинным улицам города предпочитают перемещаться на велосипедах. Ректор местного университета крутит педали с тем же удовольствием, что и студенты.

Университет Феррары – особая достопримечательность и отдельная история. Считается, что расцвет культуры города начался с основания университета в 1391 году. В вузе, где читал лекции Коперник, бережно сохраняют внутренний двор, скульптуру, массивную деревянную мебель и традиции. За шесть с лишним столетий существования университет обрел авторитет и влияние. Он много делает для развития науки и техники и для сохранения культурного наследия. Специалисты феррарского университета занимаются проблемами памятников в Италии и за рубежом. Они работают в Мехико и в египетском Луксоре, по заказу ЮНЕСКО разрабатывают проект реставрации Старого города в Иерусалиме.

По соседству с университетом в палаццо Джиньоле обосновался центр «Эрмитаж – Италия».

Под сенью каштанов

Итальянский дом Эрмитажа – два отреставрированных здания, окруженные старыми каштанами. Территория напоминает сад Фонтанного дома в Петербурге. Здесь удобно работать и жить. Итальянская сторона продумала все до мелочей.

С самого начала оговаривалось, что в Италии Эрмитаж будет заниматься не столько выставочной, сколько научно-исследовательской деятельностью – изучением итальянских коллекций, изданием каталогов, дневников путешественников, проведением конференций и семинаров, обменом опытом между российскими и итальянскими реставраторами...

Михаил Пиотровский говорит, что Феррара для Эрмитажа – новый этап международного сотрудничества. Музей использует связи и возможности для развития научной деятельности. Нельзя писать историю итальянского искусства, не работая в итальянских библиотеках, музеях, не общаясь с итальянскими учеными. Кроме того, центр будет координировать деятельность Эрмитажа в Италии. Уже составлена археологическая программа в Неаполе, намечен выставочный обмен с римскими музеями. В состав ученого совета центра вошли российские, итальянские и испанские ученые.

Было бы несправедливым не представить директора представительства Эрмитажа в Ферраре с итальянской стороны. Обаятельная общительная Франческа Каппеллетти – историк искусств. Она работала в Риме, Париже, Лондоне, теперь преподает в феррарском университете. В жизни Франчески была удача, которая выпадает на долю искусствоведа крайне редко. Она нашла считавшуюся утраченной картину Караваджо. Об этом в Италии написан детектив.

Как специалиста Франческу интересуют восточные коллекции Эрмитажа и выставки, которые увидит Феррара. Выставки будут проходить не чаще двух раз в год. Известно, что первая откроется весной будущего года, она представит живопись из эрмитажных собраний.

О том, каким будет пилотный проект, знает куратор, ведущий научный сотрудник Эрмитажа Татьяна Кустодиева.

– Каждый итальянский город гордится художником, которого считает главным. Для Феррары XVI века имя Гарофало – одно из самых звучных. Его очень ценили современники, сравнивая с Рафаэлем.

Так совпало, что первой ренессансной картиной, появившейся в России, было «Положение во гроб» Гарофало. Тогда считалось, что это произведение Рафаэля. Картина пришла в Россию во времена Петра I. Цикл картин художника в 1840-е годы купил Николай I. «Аллегорию Ветхого и Нового завета», «Брак в Канне», «Несение креста» Гарофало писал для монастыря в Ферраре.

В таком составе картины «феррарского Рафаэля» из Эрмитажа никогда не выезжали. Предполагается, что на выставке будут работы современников художника и его окружения из музеев Италии, России, Германии и Великобритании.

Петербург – Феррара

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100