Lifestyle, новости культуры

В каретный сараймышь не проскочит

19:52:03, 06 декабря 2007

Знаменитые эрмитажные коты в «Старой Деревне» не водятся. Охранная система реагирует на любой шорох или движение. Не то что кот, мышь не проскочит. Технические средства дублирует видеонаблюдение. Сотрудники центра предъявляют на входе не пропуск и даже не отпечатки пальцев. Электронный контролер «узнает» их в лицо, точнее, «сканирует» череп. Индивидуальные электронные ключи открывают лишь те помещения, в которые сотрудник имеет доступ. Можно перечислить еще немало подробностей в системах охраны. К примеру, трудно побороть искушение описать автоматизированную станцию газопожаротушения. За считанные секунды она успевает подать безвредный для произведений искусства газ к источнику возгорания и известить сотрудников о необходимости покинуть помещение.

Системы охраны в «Старой Деревне» постоянно совершенствуются. Идеи в этой области быстро устаревают. Эрмитажный центр – полигон новых технологий. Это в полной мере относится и к методам допуска публики в музейные «закрома». Для каждого хранилища они индивидуальны.

В фондах отдела русской культуры за стеклом двадцати трех специально оборудованных и освещенных витрин иконы XVIII – начала ХХ веков. Это часть коллекции, состоящей из 530 икон. В том же помещении уникальные фрески XIII – XIV столетий из храмов Смоленска и Пскова. Их можно рассматривать без стекла, но слишком близко подойти не позволит преграда почти условная – натянутый канат.

Только в фондах западноевропейского искусства можно увидеть одновременно образцы скульптуры от античных копий XVIII века до современной пластики. Они стоят за стеклом и на подиуме. Близость обманчива, стоит перейти невидимую черту, техника призовет к порядку.

Иной способ использован для показа богатой коллекции русской художественной мебели. Редкой красоты столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и прочие предметы, которых мебелью назвать язык не поворачивается, занимают огромное помещение. Для посетителей выстроен стеклянный коридор посередине. Ничто не мешает экспонатам и людям рассматривать друг друга.

Интересное световое решение придумано для уникальных бухарских палаток, «раскинутых» в хранилище отдела Востока. Свет в них зажигается с приходом посетителей и гаснет, как только за ними закроется дверь. Украшенные снаружи и внутри золотым шитьем, вышивкой, аппликациями из шелка и бархата, палатки выполнены в дворцовых мастерских Бухары и подарены русскому императорскому двору. От посетителей эту немыслимую красоту отделяет стеклянный купол.

Заместитель директора Эрмитажа Владимир Матвеев, проводивший для журналистов экскурсию по реставрационно-хранительскому центру, не раз повторял, что они видят не экспозиции, а открытое хранение. Иначе говоря, идеальный склад, а не выставку. В «Старой Деревне» нет стилизации под Зимний дворец, там удобные для работы и хранения произведений искусства помещения.

Но только здесь оказалось возможным разместить «каретный сарай». В огромном по площади с высокими потолками помещении выстроилось множество карет и пролеток. В витринах конная упряжь, седла, предметы и приспособления, о предназначении которых мало кто помнит. Хорошая коллекция. В ближайшее время хранители обещают полнее показать ее публике.

Кстати. В реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» организовано только экскурсионное обслуживание посетителей. А находится он по соседству с одноименной станцией метро.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100