Lifestyle, новости культуры

Эстафету подхватил «Полонез»

21:22:09, 26 декабря 2007
Эстафету подхватил «Полонез»

Варшавский «Театр Народовы» и Александринский из Петербурга связывает многолетнее творческое сотрудничество. Столичный «Народовы» – один из самых авторитетных в Польше, а его главный режиссер и актер Ян Энглерт известен в России по многим фильмам. У «Народовы» помимо главной сцены есть еще несколько малых, на которых ставят спектакли молодые режиссеры, идут пьесы малоизвестных авторов. По словам директора театра Кшиштофа Торончука, у труппы «любовное отношение к русской театральной школе». И это обстоятельство, видимо, тоже сближает «Народовы» с Александринским. Его спектакли не в новинку для варшавских зрителей. На этот раз на сцене «Народовы» российские артисты показали чеховскую «Чайку» в постановке польского режиссера Кристиана Лупы и «Живой труп» Л. Толстого. Этот спектакль поставил Валерий Фокин. Как уже повелось, был аншлаг.

«Сезон российской культуры» органично вливался в традиционные мероприятия, которые на протяжении ряда лет проходят в Польше. Местная театральная критика единодушно отметила, что самым ярким событием на XI Международном шекспировском фестивале в Гданьске стал «Король Лир» режиссера Льва Додина. Российские артисты также участвовали в Международном театральном фестивале в Люблине, одном из самых престижных в Восточной Европе. Вместе с камерным театром из Воронежа и московским Театр.ДОК свой спектакль представил Театр сатиры на Васильевском из Петербурга. К слову сказать, в нем недавно главным режиссером стал поляк Анджей Бубин.

А в Большом театре Варшавы с популярными фрагментами из балетов Чайковского, Прокофьева, Готшалка, Соловьева-Седова, Адана выступили артисты из Варшавы, Москвы и Петербурга. Накануне на этой сцене в «Лебедином озере» главные партии исполнили Виктория Терешкина и Андриан Фадеев, солисты Мариинского театра.

...Очень много мероприятий выпало на конец года. Казалось бы, в предрождественской суете людям не до спектаклей и выставок. Да и декабрь в Польше почти такой же, как у нас. С утра туман. Рано темнеет. Ветер тоже всюду дует в лицо. Однако празднично оформленные улицы, нарядные витрины и особенно пестрые ярмарки со всевозможными сувенирами сугубо собственного производства из дерева, воска, каменной соли, соломы, разноцветных лоскутков, выполненными с выдумкой и добрым юмором, создавали веселое настроение, с которым было легко отправляться в кино или театр. А к внешнему виду публики было применимо только одно слово – элегантность. Элегантно выглядели молодые и пожилые, женщины и мужчины. Последних среди зрителей и слушателей было великое множество. Конечно, по сравнению с нашей аудиторией.

В Варшаве российским кинематографистам был предоставлен один из самых престижных кинотеатров – «Луна». Здесь показали одиннадцать фильмов. Среди них «Нужна няня» Ларисы Садиловой, «Первый после бога» Василия Чигинского, «Остров» Павла Лунгина, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова и другие.

Не остались без внимания любители живописи и прикладного искусства. Особый интерес у них вызвала выставка икон и художественных изделий, расшитых шелком и жемчугом. Она демонстрировалась в Королевском замке Варшавы. Но еще больший успех имела экспозиция фотографий уникальных архитектурных сооружений и ансамблей Москвы, Петербурга и других городов России, занесенных в список ЮНЕСКО. Выставку, подготовленную совместно с РИА «Новости», помимо варшавян видели посетители Международной ярмарки в Познани, а также жители Вроцлава, Ополе, Люблина. До конца декабря демонстрируются работы московского художника-концептуалиста Леонида Тишкова.

При всем разнообразии и красочности программы «Сезонов» наисильнейшим пунктом явилась ее музыкальная часть. Оно и понятно. Традиции этой духовной составляющей человечества у России и Польши глубоки и исполнены великого мастерства. Поэтому публика с восторгом принимала российских исполнителей. А это были, как правило, молодые музыканты. Их было много, особенно из Москвы. Певцы, скрипачи, органисты. Им предоставлялись филармонические залы и костелы в Варшаве, Познани, Гданьске.

Камерный хор под управлением Владимира Контарева выступал на открытии «Сезона» в мае. Произведения русских и западных композиторов, русские и украинские народные песни в исполнении этого небольшого коллектива (всего шестнадцать певцов) так понравились слушателям, что организаторы, устроив турне хора по ряду городов Польши, пригласили его и на закрытие культурного марафона.

Не только классикой услаждали слух поляков российские музыканты. Обширную программу представили джазмены: трио Артура Лисицкого, квартет Константина Горшкова, группа Алексея Колосова, а также группа «Любэ», мастера горлового пения из Тувы.

На заключительном гала-концерте, состоявшемся в конце минувшей недели в Концертном зале Варшавской консерватории, сначала выступил студенческий камерный оркестр Московской консерватории им. П. Чайковского «Московия» под управлением Эдуарда Грача. После антракта прозрачное звучание струнных усилил симфонический оркестр музыкальной академии им. Ф. Шопена в Варшаве. И этой мощью дирижировала Моника Волиньска. Из зала она казалась чрезвычайно решительной, так сумела подчинить своей воле, своим жестам молодых музыкантов за пультами. При близком знакомстве это оказалась изящная, веселая и обаятельная молодая женщина. Ей очень понравился Петербург, куда ее приглашали в октябре этого года на VII фестиваль Международной недели консерваторий.

– У меня есть русские корни, – сказала Моника. – В мою прабабушку Евдокию Смирнову влюбился мой прадедушка и привез ее в Варшаву. Может быть, поэтому мечтаю исполнить помимо Шестой симфонии Брукнера Седьмую симфонию Шостаковича и оперу Чайковского «Евгений Онегин».

В заключение концерта прозвучал «Полонез» современного композитора Войчеха Килара. Торжественное и горделивое сочинение, как характер польского народа. И очень красивое.

В 2008 году России предстоит принять у себя «Сезон польской культуры». Эстафету от «Русского сезона» принял «Полонез». Координировать акцию будет Институт Адама Мицкевича. Это учреждение создано в 2000 году в Варшаве. Основная его цель – продвигать польскую культуру за рубежом и помогать другим странам осуществлять знакомство со своей культурой в Польше. За эти годы Институт Адама Мицкевича подготовил и осуществил масштабные культурологические проекты в 23 странах мира, в том числе во Франции, Германии, Индии, Грузии, Марокко. В свою очередь в Польше прошли соответствующие акции Литвы, Алжира, Украины. В них участвовали 14 миллионов зрителей.

Сейчас институт занят подготовкой «Сезона Польши» в России, Израиле, Великобритании.

Материал подготовлен при поддержке Генерального консульства Республики Польша в Петербурге и Института Адама Мицкевича в Варшаве.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100