Lifestyle, новости культуры

Вы не слышали Файдмана?

23:17:07, 27 мая 2008
Вы не слышали Файдмана?

Этим концертом был открыт IV международный фестиваль «Белая ночь романтической музыки», посвященный в этом году петербургскому композитору Владиславу Успенскому. Концерт, организованный культурно-просветительским «Петербургским центром «Аргентина» совместно с продюсерским центром «АРТ-Ассамблеи», стал открытием для непосвященных и долгожданным подарком для тех, кто осведомлен о творчестве Гиоры Файдмана. Последний визит в Петербург знаменитого кларнетиста состоялся около десяти лет назад, когда на сцене Мариинского театра совместно с дирижером Валерием Гергиевым музыкант дал единственный концерт.

Сын молдавских евреев, Гиора Файдман родился в Аргентине. На стыке двух культур сформировалось музыкальное дарование исполнителя, и он получил заслуженные звания короля клейзмерской, то есть народной еврейской, музыки и короля аргентинского танго. Ученик легендарного джазового кларнетиста Бенни Гудмана, близко знавший Астора Пьяццоллу, Файдман начинал когда-то в качестве музыканта Иерусалимского симфонического оркестра, а сегодня входит в когорту исполнителей первой величины. Манера его игры – это гремучая смесь из веселья сквозь слезы (а еврейская музыка вся построена на плаче, так исторически сложилось, ведь после разрушения главной святыни, Храма, запрещалось исполнять веселую музыку) и жаркой страсти танго!

Широкой публике он известен также как один из исполнителей саундтрека к фильму Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Музыка к этой ленте получила премию «Оскар».

На предшествующей концерту встрече с журналистами, состоявшейся в пресс-центре ИТАР-ТАСС, дирижер Аркадий Берин, руководящий талантливым дортмундским коллективом, признавался, что на предстоящем выступлении его главной задачей будет не мешать Файдману. Ведь «забить» даже один звук, одну ноту, отпускаемую в мир кларнетом Гиоры, было бы преступлением. Действительно, дирижер ловил каждое движение бровью, каждый знак музыканта, и в результате зрителю был явлен пример ярчайшего взаимодействия и целостная музыкальная картина.

В Капелле были исполнены произведения Антонио Вивальди, Самуэля Барбера, Гила Алдема, Джорджа Гершвина и других композиторов. Открыт концерт был исполнением ироничной и яркой композиции Владислава Успенского «Рапсодия в стиле ретро – испанские впечатления».

Важной целью организаторов и участников концерта было попытаться в очередной раз преодолеть разрыв между классической музыкой «для избранных» и широкой аудиторией. Многие полагают, что академическая музыка скучна и устарела. Концерт Гиоры Файдмана и Дортмундского оркестра демонстрирует, насколько далеко от истины это мнение. Не опошляя и не принижая творения великих композиторов, музыканты предлагают свою трактовку признанных музыкальных шедевров. Академисты и консерваторы сочли бы, что музыканты уж совсем вышли в народ. Что стоило бы держать дистанцию с аудиторией. А ее, этой дистанции, нет, всем своим творчеством говорит Гиора Файдман и его кларнет, с которым он вышел в зал. Музыкант шел к сцене между рядами и посредством своей музыки разговаривал с каждым. Он заглядывал в глаза, заводил бессловесный диалог на высочайшем эмоциональном витке. Особый нерв его исполнительства прочувствовали все, и после первой же сыгранной композиции зал замер и обрушился овациями.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100