Lifestyle, новости культуры

Игра любви и случая

18:22:03, 09 июля 2008
Игра любви и случая

Знаменитый спектакль показали в Екатеринбурге, Новгороде, Киришах, Архангельске, где театр принял участие в фестивале «Родниковое слово», посвященном памяти Федора Абрамова. Сотрудничество с Фондом Михаила Прохорова увенчалось премьерой «Варшавской мелодии» в Норильске.

Еще один спектакль-ветеран – «Муму» – был показан на московском фестивале «Большая перемена» и в Чебоксарах. Гастроли в столице Чувашии осложнились тем, что накануне пропала главная артистка по имени Ромашка и пришлось делать срочный ввод. На успехе спектакля это не сказалось, напротив, чебоксарский дебютант заработал отдельную порцию аплодисментов и сосисок. А петербургская исполнительница роли Муму нашлась и уже вернулась к своим обязанностям.

Художественный руководитель МДТ Лев Додин возобновил во Флоренции оперу «Катерина Измайлова», а сейчас занят репетициями пьесы Юджина О,Нила «Долгая дорога в ночь». Лев Эренбург продолжает репетировать пьесу М. МакДонаха «Сиротливый Запад», а Григорий Дитятковский завершает работу над «Снежной королевой» Евгения Шварца. Премьеры намечены на осень. А в уходящем сезоне режиссер Олег Дмитриев выпустил спектакль «Тень стрелка» по пьесе Шона О,Кейси (на Камерной сцене), а Лев Додин поставил комедию Шекспира «Бесплодные усилия любви».

Само по себе появление комедии на додинской сцене – большая радость. Этот театр порой упрекают в минорных настроениях и мизантропии, с нежностью вспоминая редкие обращения к веселому жанру. В частности, «Разбитый кувшин», в силу многих причин недолго живший на сцене МДТ. Не менее приятное воспоминание – студенческий спектакль «Бесплодные усилия любви», вышедший в Учебном театре почти одновременно с первыми «Братьями и сестрами». Сегодня, когда Наталья Акимова, Елена Попова, Сергей Власов, Игорь Скляр – ведущие мастера российской сцены, понимаешь, сколь мудро поступили их педагоги, дав дебютантам возможность проявить себя в разных жанрах, позволив прикоснуться и к российской истории, и к мировой классике.

Ныне Лев Додин как глава театра и педагог, во-первых, активно сближает поколения внутри труппы, во-вторых, проведя учеников через чистилище трагедии («Жизнь и судьба»), предоставляет им шанс порезвиться в комедии, требующей совершенно иного душевного настроя.

Тут, однако, следует притормозить и как минимум поставить слово «порезвиться» в кавычки. Хотя все признаки шекспировской комедии налицо, но беззаботное порхание не в традициях МДТ. Не следует ждать от театра Додина и «галантной пьесы», каковой принято считать «Бесплодные усилия любви». Зрителям даже необязательно знать, что герои пьесы – король Генрих IV и Маргарита Валуа.

На то, что действие происходит в королевском парке, намекает лишь белая дворцовая балюстрада, а вместо деревьев сценограф Александр Боровский воздвиг два мощных продырявленных ствола. Дыры на колоннах поначалу воспринимаются как изменчивые тени от листвы, только ближе к финалу вспоминаешь о «прорехах бытия», непредсказуемости жизненного пути, на котором так легко оступиться. Молодым, жизнерадостным, стройным парням так радостно карабкаться по этим сооружениям, висеть вверх ногами, демонстрируя прекрасную мускулатуру. Когда же они заявляют о намерении целый год поститься, отказываясь от радостей жизни (чтобы дойти до полной учености, закалить дух и тело), никому нет дела до того, что это придворная знать, конкретные исторические персонажи. Забавна сама ситуация: энергия переполняет молодых людей, они буквально летают от избытка сил, но затеяли что-то вроде добровольной схимы.

Конечно, и пятьсот лет назад эта идея выглядела достойной иронии, ибо «для веселья нам даны молодые годы», как поется в студенческом гимне. Сегодня же эксперимент, который предложил своим друзьям король (Владимир Селезнев), и вовсе кажется диким. Затея, впрочем, кончается, как и можно предположить, провалом. В гости к королю является юная принцесса с подругами, и молодость быстро вступает в свои права. Каждый находит себе предмет для воздыханий, и дело, казалось бы, уже идет к свадьбе.

Однако хеппи-энда нет ни у Шекспира, ни у Додина. Тучи набегают на ясное небо, из Франции приходит весть о кончине отца принцессы. Влюбленных ждет разлука.

Начинающие артисты, вчерашние студенты Льва Додина, играют эту историю, словно рассказывают о себе. Наверное, в их жизни подобное тоже было: игра любви и случая, максимализм молодости, аскетизм, от которого всего шаг до гедонизма. Они отчаянно кокетничают, соблазняют и поддаются соблазну, разочаровываются и обольщаются вновь. Бал-маскарад дает возможность молодым людям поиграть в «московитов», но они наряжаются не в лапти и кафтаны, а в цилиндры и щегольские, подбитые бобром шубы а-ля Евгений Онегин. Понятно, что ныне Россия ассоциируется с Пушкиным и Чайковским, так что и музыка звучит оперная. Находится место и для других аллюзий: испанский дворянин дон Армадо в исполнении Игоря Иванова похож на мудрого безумца Дон Кихота, а пастух Башка у Олега Рязанцева – двоюродный брат пастухов из «Зимней сказки».

В спектаклях Додина всегда так: они понятны и тем зрителям, кто впервые пришел в МДТ, но куда больше смыслов считывают завсегдатаи, те, кому ведом контекст. «Бесплодные усилия любви» можно назвать парными по отношению к додинскому «Королю Лиру». Комедия предстает оборотной стороной трагедии. Спектакли выдержаны в одном стиле, сыграны, в общем, одной командой. И объединены размышлениями о воле и судьбе.

Великий английский драматург (был он или его не было) задолго до русского писателя Андрея Платонова задумывался об экспериментах, на которые ум человеческий горазд. Всем известны плачевные итоги эксперимента, на который пошел Лир, лукаво отрешившись от власти и поделив страну между дочерьми. Затея короля из «Бесплодных усилий» не столь катастрофична, но сама попытка насилия над природой представляется режиссеру достойной размышлений.

Если вдуматься, и «Братья и сестры», и «Бесы», и «Чевенгур» – о том же. Природа возьмет свое, да еще и выкинет такой фортель, какой экспериментаторам и не снился. Юным героям шекспировской комедии приходится самостоятельно пройти путь познания, тогда как старшие (такие как вельможа Бойе в исполнении Александра Завьялова) взирают на них не просто с мудростью, но и с завистью. Он, как и автор спектакля, знает: бесплодны уловки и запреты, а не усилия любви.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100