Lifestyle, новости культуры

В ожидании музыки

00:42:06, 19 января 2009
В ожидании музыки

Первыми результаты преобразований увидели члены Совета по культурному наследию и журналисты.

Великий князь Алексей Александрович доброй памяти о себе не оставил. Он командовал российским флотом, в карьере не преуспел, проиграл сражение японцам при Цусиме. Что неудивительно: всю сознательную жизнь великий князь придерживался принципа – ничего не делать на трезвую голову. Как язвительно писал в мемуарах его двоюродный брат Алексей Михайлович, «в жизни генерал-адмирала преобладали верткие дамы и неповоротливые корабли».

Строительство дворца на набережной реки Мойки будущий владелец поручил одному из лучших зодчих своего времени – Максимилиану Месмахеру. Четыре года ушло на покупку участков, строительство завершилось в 1885 году. Месмахер для великокняжеской резиденции использовал, кажется, весь декоративный арсенал эклектики. Он создал ансамбль из парадных залов и личных покоев владельца, сочетающий разные архитектурные стили и направления – античную классику, барокко, рококо, древнерусскую и восточную архитектуру, ренессанс. Устанешь перечислять материалы, которые зодчий применил для убранства Парадной лестницы, Собственного подъезда, Кабинета, Китайской, Фламандской и Английской гостиных, столовой, танцевального зала, ванной комнаты. В неполном списке дерево ценных пород, разные сорта мрамора, гипс, бронза, тисненая кожа, майолика, кафель, песчаник.

К своему дворцу великий князь был искренне привязан. Иначе не объяснить, почему он не разрешил фотографировать самые любимые комнаты. Скорее всего, Алексей Александрович опасался повторений. Кто мог знать, что каприз первого владельца резиденции через сто с лишним лет осложнит работу реставраторам.

Творению Месмахера, как и многим петербургским архитектурным шедеврам, выпала нелегкая судьба. После смерти генерал-адмирала его родственники долго делили наследство. Потом дворец арендовало германское посольство. После революции там размещалась череда учреждений – школа, дворец пионеров, строительный трест...

В апреле исполнится три года с тех пор, как великокняжеская резиденция перешла в оперативное управление федерального учреждения культуры – Дома музыки, и там начались реставрационные работы. Они велись по заказу и под контролем КГИОП на средства из городской казны.

Реставраторы привели в порядок фасады, заменили стропильную систему, сделали новую гидроизоляцию, систему освещения и отопления. К счастью, до наших дней дошли многие элементы убранства парадных залов и личных апартаментов. Например, в Собственном подъезде, которым пользовался только великий князь, на полу «родная» зданию итальянская плитка и ее ровесники дубовые двери.

В работе реставраторы руководствовались набросками Месмахера, фотографиями восьми интерьеров, описями, сделанными в процессе раздела наследства. В самом большом – Английском зале, где скоро будут проходить концерты, деревянные резные потолки, огромные люстры, воссозданный штоф стен. По клочку ткани, найденному за обивкой, воссоздан шелк стен и в Китайском зале. Это помещение украшает огромное старинное зеркало и фонари.

В доме великого князя была библиотека с деревянными шкафами для морских карт и так называемая знаменная комната. Во дворце генерал-адмирала проходили заседания морской коллегии, правда, чаще всего они начинались с обедов. Столовая – любимый зал великого князя. Помещение украшено огромным камином, изразцами, люстрами, дубовыми панелями... В энциклопедии архитектуры этот интерьер назван шедевром.

Ни один дворец того времени не обходился без помещения для танцев. У Алексея Александровича был роскошный Танцевальный зал на восемьдесят пар с живописным плафоном, хрустальными люстрами, наборным паркетом. Это помещение подарило реставраторам редкую радость. Здесь под слоями масляной краски они обнаружили искусственный мрамор стен. А на плафоне под более поздней записью нашли живопись итальянского художника рубежа XVIII – ХIX веков. Признано, что этот плафон входит в десятку лучших сохранившихся в петербургских особняках.

В одной публикации невозможно перечислить все, что скоро увидят горожане во дворце на Мойке, 122. Но отдельного упоминания заслуживает кабинет великого князя с потолком, расписанным в технике иконописи, тисненной кожей стен и камином из песчаника. Говорят, на Владимира Путина, недавно побывавшего в великокняжеской резиденции, большое впечатление произвел именно этот интерьер.

Журналистам пришелся по душе большой, глубокий, хорошо сохранившийся бассейн и нижняя столовая. Сводчатые потолки и стены столовой, расположенной в подвале, украшены яркой росписью. За стеной находились винные погреба. Неудивительно, что именно в этом помещении князь устраивал «мальчишники».

За оставшееся время специалистам предстоит в эти исторические интерьеры «вписать» современное оборудование Дома музыки.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100