Lifestyle, новости культуры

Непрерванный контакт

00:42:04, 22 января 2009
Непрерванный контакт

Он появился на свет в день рождения Гриффита и Эйзенштейна пятьдесят лет назад. И не случись такая обычная для подлинного таланта в России смерть до срока – до сорока, – списочек подлинных авторитетов в нашей культуре был бы чуть длиннее. Что более чем важно, ведь каждая единица на строгом и благодарном счету...

Сергей Николаевич Добротворский был кинокритиком, киноведом, журналистом, ведущим телепрограммы «Линия кино» на «ОРТ”. Штатно работал в «Коммерсанте», участвовал в создании журнала «Сеанс». Печатался там с критическими и теоретическими статьями, а также в «Искусстве кино», «Киноведческих записках». Кандидат наук, старший научный сотрудник сектора художественной культуры Российского института истории искусств. Читал лекции во ВГИКе, в ЛГИТМиКе.

Писал сценарии – известны шесть штук, среди которых к фильмам «Панцирь» Игоря Алимпиева (1990), «Никотин» (1993; сыграл ведущего пресс-конференцию Годара – и нашлись люди, поверившие в реальность визита французского классика в Петербург) и «Дух» (1998) Евгения Иванова, «Упырь» Сергея Винокурова (1997). Сам остался для нас в эпизоде фильма «Без мундира» Дмитрия Светозарова (1988), в ролях в «Панцире» и «Никотине». Сам собирался стать режиссером...

Рисовал. 22 работы после внезапной смерти принял в дар от родителей Русский музей, 235 – Арт-центр на Пушкинской, 10, – и там 14 февраля откроется выставка графики – разнообразнейшей, от иллюстраций к «Братьям Карамазовым» и всевозможных «типов» до автопортретов, а также многое иное. Еще есть живопись и коллажи.

Но главным, я точно знаю, было само его присутствие в городе (и сильный рефлекс – в столицу). И то, что он оставил в своих учениках, в тех, кому выпало с Николаичем идти рядом и/или слушать его.

27 августа, когда он умер, был День кино. С тех пор для многих день приобрел действительный смысл.

Прошли годы. Холдинг «Сеанс» выпустил книгу «Кино на ощупь» – сборник статей Добротворского, затем переиздал ее с дополнениями; «вдруг» и «наконец» масштаб сделанного и самой личности стали ясны не только друзьям, но и, так сказать, официально; важно то, что новые и новые поколения киноманов и студентов держат книгу буквально в настольных.

Состоялось несколько вечеров памяти и выставок – в Доме кино, в Доме журналиста; они ввели Добротворского в круг интереснейших художников ленинградского андеграунда и просто в круг петербургских художников. Особенное, я помню, на многих впечатление произвел лист, где изображен упавший посреди характерной питерской панорамы человек и написано: «Если хочешь перейти площадь, сделай это сразу».

Теперь стоит лишь набрать имя «Добротворский» в строке поиска любой системы – Интернет любезно выдаст вам сотни ссылок, в том числе и самых актуальных. Это цитируемый автор и постоянно вспоминаемый человек. А также персона, означенная на десятке порталов типа «Люди Петербурга» и «Деятели кино».

А на днях персональная страница Добротворского возникла «В контакте». Там вывешены два ролика, которые когда-то сделали Максим Пежемский, Евгений Иванов, Игорь Кирилец и Викентий Дав. Там хроника и портреты, фотографии и рисунки. И теперь каждый может убедиться, что Сергей Добротворский среди нас. А кому повезет – стать его другом, войти в контакт...

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100