Lifestyle, новости культуры

Итальянцы до кончиков кистей

01:42:08, 23 июня 2009
Итальянцы до кончиков кистей

«Манеж» в очередной раз поражает любителей изящных искусств не только размерами экспозиции, развернувшейся на двух этажах, но и масштабом замысла.

Шутка ли, составить мозаику из всего разнообразия, накопленного итальянской живописью за прошедший век. Зритель, рискнувший вообразить, сколько эпох сменилось за это время и как стремительно менялись общественные вкусы и мировоззрение художников, может упрекнуть организаторов за попытку превратить выставку в подобие исторической «барахолки». Всего более 600 произведений: от истоков модернизма до итогов постмодерна. Другими словами, от искусства нового времени до новейших форм.

Имена старых итальянских мастеров без запинки назовет любой мало-мальски образованный человек. Но попроси его же заглянуть в историю ХХ века, скорее всего, прозвучит только одно итальянское имя – Амадео Модильяни (и тот принадлежал парижской школе).

Искусствоведы найдут, что возразить: в Италии возникли метафизическая живопись предшественника сюрреалистов Джорджио Де Кирико и знаменитые футуристы во главе с Томазо Маринетти, так называемое арте повера («бедное искусство» с его неприятием рыночных ценностей) и «пространственное искусство», именуемое «спациализм», во главе с Лучо Фонтаной, итальянский вариант бесформенной живописи «арт информель»... Впрочем, эти течения так прочно вписаны в международный контекст, что называть все перечисленное собственно итальянским явлением не совсем правильно. В этих случаях страна важна постольку, поскольку художник-новатор был оттуда родом.

Задача петербургской выставки – представить Италию через искусство ХХ века. На этот раз имя художника имеет значение только потому, что оно итальянское.

Громких имен на выставке нет – зато в избытке художники, творившие под влиянием звезд арт-сцены. В манежных залах мы наблюдаем, как на художественных процессах ХХ века отразились национальные черты, темперамент, культурное наследие конкретной страны.

Здесь без труда обнаруживаются все течения, направления и стили: от кубизма до неореализма (редкому мастеру удается избежать постоянного обращения к художественному наследию в стране, подарившей миру классическое искусство).

Выставка ценна тем, что показывает общее с точки зрения частного. Так сказать, выявляет национальные черты в глобальном пространстве искусства прошлого века. Можно долго рассуждать о том, чем, допустим, итальянская «ядерная живопись» (pittura nuclear) отличается от американского абстрактного экспрессионизма, притом что спонтанный метод нанесения краски на холст используется в обоих случаях. Как можно убедиться на примере выставленных работ, итальянцы не терпят отсутствия цвета, белого фона и стараются избегать черной краски.

Как ни странно, об итальянском искусстве из частных собраний Тосканы можно понять намного больше, если заметить, какие художественные открытия прошлого столетия здесь практически не представлены. Отсутствует минимализм – скупое на чувства искусство, демонстративно аскетичное. Не удалось найти в экспозиции и примеров концептуализма (когда предмет заменяется его описанием, слово берет на себя функции изображения и действия). Итальянцы, которые славятся своим умением выразить всю гамму накопившихся эмоций, не оценили прелесть такого подхода к искусству.

Само собой, имен слишком много. Разобраться, кто какому направлению был верен и чьи идеи пропагандировал, очень сложно. Поэтому важно посмотреть на выставку в целом, не вникая в детали и подробности. В конце концов, эти художники: Роберто, Ренато, Франческо, Джузеппе, Энрико, Эрнесто... – безусловно, итальянцы до кончиков кистей.

Санкт-Петербургские Ведомости

отзывы написать

Написать отзыв

Внимание! Если вы зарегистрированы, вы можете оставлять сообщения с аватаром и возможностью получения личных сообщений

Rambler's Top100